ФЕСТИВАЛЬ
ЭТНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ И ФОЛЬКЛОРА
2018
23-26 августа

Лекции на 10 Международном фестивале «Крутушка»

Дмитрий Баранов (Санкт-Петербург)

Антрополог, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук.

Откуда берутся дети? Об одном из сюжетов народной эмбриологии.

Лекция посвящена традиционным представлениям о том, откуда берутся дети. Как «программировали» пол и количество будущих детей, из чего делаются дети, кто такие «празднички», о зачатии как познании, о роли мышей и лягушек в появлении детей.

Образ незаконнорожденных детей в русской культуре.

В лекции речь будет вестись о неоднозначном образе незаконных детей в русской деревне. Почему незаконнорожденные дети рождаются ногами вперед, и почему было много желающих стать их крестными родителями, как их называли и откуда взялось представление об их счастливой судьбе, как к ним относились в сельском обществе и кем они становились, когда вырастали?

Детское «знание» - откуда дети знают будущее? Лекция посвящена представлениям русских крестьян о происхождении знания и его природе.

Почему знание «проглатывается», как знание связано с зачатием и рождением ребенка, чем «детское» знание отличается от «культурного», как «развязать ум», какими способами в традиционной культуре передавалось знание?

Мифология русской колыбели.

Лекция посвящена рассмотрению семантики колыбели. Предлагается обсудить следующие вопросы. Какие виды колыбели были распространены в русской традиции, почему колыбель всегда подвешивалась, чем была опасна новая колыбель, что общего между колыбелью и гробом, почему под колыбель клали полено?

Как разгадывать русские загадки?

В лекции речь будет вестись о загадочной природе загадки, ее происхождении и функциях. Какие бывают загадки, когда их загадывают, как отгадка шифруется в загадке, что такое анаграмма, каким образом загадка обнаруживает связь между различными элементами мироздания.

О чем говорят вещи?

Речь пойдет о символическом языке вещей и их мифологии в русской культуре. Особое внимание будет уделено следующим вопросам: Почему и о чем вещи говорят? Как расшифровать язык вещей? Как материальность вещи связана с ее ролью в социальных отношениях? Насколько физические свойства вещи определяют взаимоотношения между ней и человеком и в целом, поведение людей? Почему некоторые вещи начинают представлять опасность для их владельца?


Андрей Боровский (Москва)

Художник, искусствовед, этнокультуролог. Член Международной Ассоциации искусствоведов (AIS). Участник различных образовательных проектов, публичный лектор. Исследователь и историк традиционного народного костюма, постоянный эксперт рубрики о традиционном костюме программы «Правила жизни» канала «Культура».

Традиционный костюм народов Поволжья в ХХI веке: что мы пытаемся «сохранять» и «возрождать»? (Выступление на конференции)

Представления о народном костюме сегодня настолько отличаются друг от друга и от собственно традиционной одежды, что стоит разобраться, не совершаем ли мы подмены?
На примере русского и татарского и башкирского костюма постараемся сравнить -- что хранится в музеях, что выходит на эстраду, что считается «возрождением» или становится сувениром. Также увидим несколько примеров мастеров, нашедших абсолютно индивидуальный путь.

Альтернативная история русского костюма: в поисках национальной идентичности.

Когда русский народный костюм начал жить отдельно от народа, следуя за переменчивой модой? История создания национального костюма насчитывает не одно столетие, подчиняется событиям и духу эпох: «русское платье» при императорском дворе, сценические стилизации, образы торговой рекламы и патриотических плакатов, символ эмигрантской России в изгнании, источник вдохновения европейских кутюрье.

Дендизм русской деревни: из истории традиционного мужского костюма.

Насколько привычный образ русского мужского народного костюма с красной косовороткой и картузом с цветком соответствует истине? Какие фасоны русские женщины позаимствовали у мужчин, а дворяне — у крестьян? Носили ли крестьяне галстуки? И почему именно мужчины на протяжении столетий были проводниками моды в русской деревне?


Зиля Нигамаева (Елабуга)

Директор музея современного этноискусства Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Этнические аспекты художественных проектов Елабужского государственного музея-заповедника.


Варвара Зенина (Москва)

Варвара Зенина (Москва) – дизайнер, специалист в области традиционного костюма, основатель бренда актуальной русской одежды VARVARA ZENINA, арт-директор креативного бюро «Сельсовет».

A LA RUSSE: от высокого стиля до рыночного ширпотреба

На юбилейной Крутушке Варвара выступит с лекцией «A LA RUSSE: от высокого стиля до рыночного ширпотреба». «Русское» в работах известных домов моды, отечественных дизайнеров, философских и религиозных общностей, современных субкультур. Явление «сувениризации» и другие истории воплощения «традиционного» в одежде. С чем сегодня конкурирует русский костюм. Это и многое другое в разговоре о новой национальной одежде на встрече с дизайнером.
Также в рамках конференции на «Крутушке» Варвара расскажет про опыт создания и продвижения бренда VARVARA ZENINA.


Ирина Шувалова (Москва)

Ирина Шувалова (Москва) – менеджер этнокультурных проектов, фольклорист-теоретик (магистратура Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ).

Основная тема научного интереса – механизмы функционирования фольклора в традиционной культуре и в современном мире, способы актуализации фольклора и проектирование этнокультурных активностей. Сегодня является программным директором молодого московского этно-клуба «Сельсовет» и соучредителем бренда актуальной русской одежды VARVARA ZENINA.

На конференции в рамках «Крутушки» Ирина представит опыт клуба «Сельсовет», открывшего свои двери в октябре 2017 г. На примере событий клуба – и не только их – она расскажет о способах актуализации фольклора в контексте современной культуры. О том, как на практике тестировать гипотезы, как заставлять работать фольклорные механизмы, как форматы новой культуры превращать из ограничений в возможности, как подбирать материал под предполагаемую аудиторию и как выходить на нового зрителя.

Доклад: «Старое по-новому: опыт клуба СЕЛЬСОВЕТ».
Сессия генерации идей: «Актуальные формы и форматы репрезентации фольклора».


Творческие встречи на 10 Международном фестивале «Крутушка»

Евдокия Прохорова (Москва)

Мастер по костюму, дизайнер, фольклорист, художник.

В российском интернете Евдокию Прохорову называют создательницей истинно русского «бохо». Она отвечает, что просто шьёт одежду, которая ей нравится. Дочь художника и внучка художника, Евдокия училась ковроткачеству, занималась миниатюрной живописью, а шить начала относительно недавно в сугубо практических целях. Её стильные работы сразу стали узнаваемы и полюбились многим. Они внешне просты и похожи на крестьянскую одежду. Создаётся ощущение, что всё это уже где-то видели, но никто не может вспомнить, когда и где. За кажущейся простотой стоит долгое самообучение, природный вкус и огромный труд.

Однажды интернет-портал, где представлены работы Евдокии, заблокировал её аккаунт, обвинив в том, что мастер в одиночку не может выполнить такой объём работы, а значит это продукт артельного труда. Евдокия организовала видеотрансляцию, и модераторы, убедившись, что мастерица работает по двадцать часов в сутки и всё делает сама, сняли блокировку.

Почти все работы Евдокии созданы на заказ и проданы. Пожалуй, самая большая тайна её мастерства – это подбор ткани и оригинальная отделка, позволяющая сравнить получившуюся одежду с живописным полотном. Многие вдохновляются её работами, но копий, достойных оригинала, пока нет.

На фестивале в рамках творческой встречи Евдокия Прохорова представит фотопрезентацию своих работ и ответит на вопросы аудитории.


Юлия Сурба (Берлин)

Художник, дизайнер.

Юлия Сурба – самобытный и яркий художник и дизайнер работающий в направлении наиболее близком к этнофутуризму. В своем творчестве Юлия не ограничивается ретрансляцией архаичных образов одной определенной культуры, а стремится к созданию архетипичного символьного языка, вобравшего в себя особенности разных традиционных культур мира.

Слушателям предстоит увлекательное этнографическое путешествие в богатейшую и малоизвестную культуру масок о. Шри Ланка с Юлией Сурба (art-ethno.com). Подробно о масках ракша, санни, колам и рабана. Их изготовление и назначение. Мифы, шаманские ритуалы освобождения от болезней с демонстрацией иллюстративного материала (в основном авторского).

Встреча пройдет в пространстве экспозиции работ Юлии Сурба «Art on Drums», где вы сможете увидеть, как художница использует традиционную технику росписи хной на шаманских бубнах и увидеть настоящую маску Нага Ракша о. Шри Ланка.