Архив 2018

Подборка видео 2018 на Youtube | Фотогалереи 2018 в ВК

Музыка Театр Kино Лекции Выставки Мастер-классы

МУЗЫКА

Этно-трио «Троiца» (Беларусь)
подробнее
«Tázló» (Венгрия)
подробнее
«Trio Anatolia», Ayyıldız-Önür-Sağun (Турция)
подробнее
Сергей Старостин (г. Москва)
подробнее
Зуля Камалова & «The children of the underground» (Австралия-Россия)
подробнее
Nadishana (Германия-Россия)
подробнее
«Samhey» и Rishab Prasanna (Индия-Россия)
подробнее
«Safety Magic» (г. Москва)
подробнее
«Ingervala» (г. Санкт-Петербург)
подробнее
«Chorus» (г. Цимлянск)
подробнее
«Странники» (г. Пенза)
подробнее
«Kalashnikovband» (г. Москва)
подробнее
«Folk Fiction» (г. Казань)
подробнее
Саида Мухаметзянова (г. Казань)
подробнее
Фольклорный ансамбль им. В.Ромашкина (г. Саранск)
подробнее
«Птица Тылобурдо» (г. Ижевск)
подробнее
Ирина Пыжьянова (г. Пермь)
подробнее
«Весёлая горница», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Хабариха, Усть-Цилёмский р-н, Коми)
подробнее
«Шулдыр», фольклорный ансамбль Петрозаводской консерватории (г. Петрозаводск)
подробнее
«Алан», фольклорно-этнографический ансамбль (д. Ташнур, Марий Эл)
подробнее
«Миряне», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Пенза)
подробнее
Расих Садыков (Башкортостан)
подробнее
«Красная Горка», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Казань)
подробнее
«Инвожо», фольклорно-этнографический ансамбль (д. Починок Сутер, Кукморский район, Татарстан)
подробнее
«Туганай», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Казань)
подробнее
«Умарина», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Урюм, Тетюшский район, Татарстан)
подробнее
«Жингечейлер», фольклорно-этнографический ансамбль (д. Дюсметьево, Мамадышский район, Татарстан)
подробнее
«Искорка», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Карадули, Татарстан)
подробнее
«Курмызак олык», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Кулегаш, Агрызский район, Татарстан)
подробнее
«Рябинушка», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Черемуховая Слобода, Новошешминскийй р-н, Татарстан)
подробнее
«Орчык», фольклорно-этнографический ансамбль (Балтасинский р-н, Татарстан)
подробнее
«Сеспель», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Старое Суркино, Альметьевский р-н, Татарстан)
подробнее

ТЕАТР


Сергей Старостин и Татьяна Бондаренко (г. Москва)

Фейерверк юмора, россыпь самоцветов — северная русская речь Бориса Шергина и Степана Писахова в исполнении яркой, эксцентричной актрисы Татьяны Бондаренко и удивительно меткое музыкальное и вокальное сопровождение Сергея Николаевича Старостина! Талантливая проза, фольклор, живая музыка на разнообразных народных музыкальных инструментах, спектакль будет интересен и детской и взрослой аудитории!

Артисты заранее хотят уведомить зрителя: все герои вымышлены, а совпадения случайны!

«Письма мордобитны. Получите — распишитесь!»

24 августа, пятница; 22:00-23:00
Для взрослых

«Письма мордобитны. Получите — распишитесь!» — яркие, смешные и поучительные сказки Степана Писахова о жадных, бессовестных чиновниках и полицейских. Смешным и вместе с тем мудрым текстам этим почти сто лет, но они по сей день не утеряли актуальности и неизменно вызывают у публики весёлый смех.

«Пинежский Пушкин»

25 августа, суббота; 16:30-17:30
Для взрослых и детей школьного возраста

«Пинежский Пушкин» — уникальное произведение Бориса Шергина — до сих пор не ясно, действительный ли это пересказ пинежанкой Чёрной обстоятельств жизни, дуэли и смерти Пушкина или это гениальная мистификация автора. В программе прозвучит и всеми любимая сказка «Волшебно кольцо».


Иван Кирчук, г. Минск, Беларусь

«Дарожка мая…»

26 августа, воскресенье; 15:30-16:30
Для взрослых и детей школьного возраста

«Дорожка моя…» - авторская уникальная программа Ивана Кирчука, лидера этно-трио «Троiца», созданная по материалам белорусского фольклора. Это синтез духовного и материального, обрядового и магического, музыкального и песенного наследия белорусской культуры, накопленного за 35 лет творческой деятельности. На большой сцене через призму опыта автор стремится донести первозданный, чистый, настоящий фольклор, его богатство и мудрость. На сцене прозвучат десятки белорусских народных песен, записанных во время фольклорно-этнографических экспедиций 1983-2003 гг.

Вы увидите струнные, ударные и духовые инструменты: белорусские смычок и лиру, сибирские гусли и металлические пластины Стива Хаббэка, чаши из Тибета и Непала, всевозможные дудки, свирели, окарины, церковный колокол. Услышите музыкальный строй таких бытовых вещей, как железная дорога, подков, даже простые камни и копытца коз будут разговаривать с вами на доступной языке звуков. Вместе с Иваном Кирчуком вы пройдете календарный путь жизни человека, станете участниками театрализованной реконструкции давних обрядов и праздников, увидите ритуалы восхваления Воды, Огня и Земли. И, самое главное, вы сможете отблагодарить своих Предков.

Программа «Дорожка моя ...» будет интересна не только взрослым, но и детям.


Фольклорно-музыкальный театр «Ученый медведь», г. Москва

«Дочь Неба»

25 августа, суббота; 12:00-13:00
Для детей от 5 лет

Это мифическая история о том, как земные существа получили крылья, а земное небо наполнилось разнообразными крылатыми обитателями. А красной нитью сквозь всю сказку проходит любовь ко всем земным существам, к земле, к морю, к дождю и радуге, к цветам и деревьям. Спектакль поставлен по авторской сказке в жанре театра теней с живой музыкой.


Семейный кукольный театр «Тут и Там», г. Москва

«Серебряное копытце»

26 августа, воскресенье; 10:30-11:30 и 12:30-13:30
Для детей от 4 лет

В основе интерактивного действа одноименная сказка «Серебряное копытце» великого уральского сказителя Бажова, рассказанная двумя странницами, спустившимися с Уральских гор на лыжах… Это трогательная история о вере маленькой девочки Дарёнки в чудо и о большом и чутком сердце деда Коковани. А ещё о том, что чудеса в нашей жизни случаются всегда, стоит только в них поверить!

В спектакле играют — Дарья Архипова и Александра Жукова
Автор пьесы и режиссёр -- Светлана Дорожко
Художник-постановщик -- Александр Алексеев (лауреат премии «Золотая маска»)
Кукол в технике «валяние» изготовила художник авторской куклы Катерина Козуненко
Декорации и реквизит -- Виктор Баранов
Изготовление коробов -- Анатолий Архипов
Художник по костюмам -- Айсылу Шарипова
Аранжировка фольклорных тем и инструментальное исполнение -- группа ТриДэБэнд

КИНО


«Сказки о маме»

Фильм студии Sirin Cinema

25 августа, суббота; 23:00-00:00

«Сказки о маме» — это документальная сказка, которая основана на этнографических исследованиях, это мифы, корни, красота и духовная культура Русского Севера.
Знатки, русалки, лешачихи и водяные некогда населяли Русский Север. И сегодня где-то на зарастающих лесом полях вместе с брошенными избами доживают свои последние дни давно забытые духи народных поверий. Коренной житель северной деревни Лекшмозеро Василий Попов отправляется в путешествие на место, где некогда стоял его родовой дом…


«Коми. Наследники древних традиций»

25 августа, суббота; 00:00-00:40

Документальный этнографический фильм «Коми. Наследники древних традиций» создан филиалом ГРДНТ им. В. Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации».

Съёмки материалов проходили в Сыктывдинском, Сысольском, Усть-Куломском, Корткеросском, Удорском, Троицко-Печорском, Интинском, Воркутинском районах Республики Коми. Фильм представляет широкую панораму этнотуристического потенциала региона: зритель не только насладится прекрасными видами разных уголков республики, но и примет интерактивное участие в крупных культурных мероприятиях.

Герои фильма – мастера, учёные, общественники, деятели культуры и обычные жители сёл и деревень. В кадре – молодые представители коми народа и взрослое поколение.

Фильм демонстрирует, как в наши дни сохраняются и развиваются традиционные промыслы, ремёсла, виды рукоделия коми народа, как, несмотря на глобализационные процессы, информатизацию общества и рост городов, люди тянутся к природе, родным истокам.

Экспертом в создании фильма выступила кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этнографии Института языка и литературы КНЦ УрО РАН Ирина Ильина. Исследователь уже не первый раз участвует в информационно-издательских проектах Центра как консультант и автор статей.

Проведение съёмок и создание видеоматериалов осуществлены в рамках реализации ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества.


Показ анимационных программ

Максим Должанский (г. Москва)

Ставшая традиционной часть нашего фестиваля - мультфильмы.
Максим Должанский – аниматор множества знаковых российских анимационных проектов – представит на «Крутушке» несколько авторских подборок мультфильмов.
Вас ждёт Большая Подборка анимации для детей любого возраста как классической, так и самой свежей современной отечественной и зарубежной анимации, участников и победителей идущих фестивалей.

ЛЕКЦИИ


Дмитрий Баранов (Санкт-Петербург)

Антрополог, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук.

Откуда берутся дети? Об одном из сюжетов народной эмбриологии.

Лекция посвящена традиционным представлениям о том, откуда берутся дети. Как «программировали» пол и количество будущих детей, из чего делаются дети, кто такие «празднички», о зачатии как познании, о роли мышей и лягушек в появлении детей.

Образ незаконнорожденных детей в русской культуре.

В лекции речь будет вестись о неоднозначном образе незаконных детей в русской деревне. Почему незаконнорожденные дети рождаются ногами вперед, и почему было много желающих стать их крестными родителями, как их называли и откуда взялось представление об их счастливой судьбе, как к ним относились в сельском обществе и кем они становились, когда вырастали?

Детское «знание» - откуда дети знают будущее? Лекция посвящена представлениям русских крестьян о происхождении знания и его природе.

Почему знание «проглатывается», как знание связано с зачатием и рождением ребенка, чем «детское» знание отличается от «культурного», как «развязать ум», какими способами в традиционной культуре передавалось знание?

Мифология русской колыбели.

Лекция посвящена рассмотрению семантики колыбели. Предлагается обсудить следующие вопросы. Какие виды колыбели были распространены в русской традиции, почему колыбель всегда подвешивалась, чем была опасна новая колыбель, что общего между колыбелью и гробом, почему под колыбель клали полено?

Как разгадывать русские загадки?

В лекции речь будет вестись о загадочной природе загадки, ее происхождении и функциях. Какие бывают загадки, когда их загадывают, как отгадка шифруется в загадке, что такое анаграмма, каким образом загадка обнаруживает связь между различными элементами мироздания.

О чем говорят вещи?

Речь пойдет о символическом языке вещей и их мифологии в русской культуре. Особое внимание будет уделено следующим вопросам: Почему и о чем вещи говорят? Как расшифровать язык вещей? Как материальность вещи связана с ее ролью в социальных отношениях? Насколько физические свойства вещи определяют взаимоотношения между ней и человеком и в целом, поведение людей? Почему некоторые вещи начинают представлять опасность для их владельца?


Андрей Боровский (Москва)

Художник, искусствовед, этнокультуролог. Член Международной Ассоциации искусствоведов (AIS). Участник различных образовательных проектов, публичный лектор. Исследователь и историк традиционного народного костюма, постоянный эксперт рубрики о традиционном костюме программы «Правила жизни» канала «Культура».

Традиционный костюм народов Поволжья в ХХI веке: что мы пытаемся «сохранять» и «возрождать»? (Выступление на конференции)

Представления о народном костюме сегодня настолько отличаются друг от друга и от собственно традиционной одежды, что стоит разобраться, не совершаем ли мы подмены?
На примере русского и татарского и башкирского костюма постараемся сравнить -- что хранится в музеях, что выходит на эстраду, что считается «возрождением» или становится сувениром. Также увидим несколько примеров мастеров, нашедших абсолютно индивидуальный путь.

Альтернативная история русского костюма: в поисках национальной идентичности.

Когда русский народный костюм начал жить отдельно от народа, следуя за переменчивой модой? История создания национального костюма насчитывает не одно столетие, подчиняется событиям и духу эпох: «русское платье» при императорском дворе, сценические стилизации, образы торговой рекламы и патриотических плакатов, символ эмигрантской России в изгнании, источник вдохновения европейских кутюрье.

Дендизм русской деревни: из истории традиционного мужского костюма.

Насколько привычный образ русского мужского народного костюма с красной косовороткой и картузом с цветком соответствует истине? Какие фасоны русские женщины позаимствовали у мужчин, а дворяне — у крестьян? Носили ли крестьяне галстуки? И почему именно мужчины на протяжении столетий были проводниками моды в русской деревне?


Зиля Нигамаева (Елабуга)

Директор музея современного этноискусства Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Этнические аспекты художественных проектов Елабужского государственного музея-заповедника.


Варвара Зенина (Москва)

Варвара Зенина (Москва) – дизайнер, специалист в области традиционного костюма, основатель бренда актуальной русской одежды VARVARA ZENINA, арт-директор креативного бюро «Сельсовет».

A LA RUSSE: от высокого стиля до рыночного ширпотреба

На юбилейной Крутушке Варвара выступит с лекцией «A LA RUSSE: от высокого стиля до рыночного ширпотреба». «Русское» в работах известных домов моды, отечественных дизайнеров, философских и религиозных общностей, современных субкультур. Явление «сувениризации» и другие истории воплощения «традиционного» в одежде. С чем сегодня конкурирует русский костюм. Это и многое другое в разговоре о новой национальной одежде на встрече с дизайнером.
Также в рамках конференции на «Крутушке» Варвара расскажет про опыт создания и продвижения бренда VARVARA ZENINA.


Ирина Шувалова (Москва)

Ирина Шувалова (Москва) – менеджер этнокультурных проектов, фольклорист-теоретик (магистратура Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ).

Основная тема научного интереса – механизмы функционирования фольклора в традиционной культуре и в современном мире, способы актуализации фольклора и проектирование этнокультурных активностей. Сегодня является программным директором молодого московского этно-клуба «Сельсовет» и соучредителем бренда актуальной русской одежды VARVARA ZENINA.

На конференции в рамках «Крутушки» Ирина представит опыт клуба «Сельсовет», открывшего свои двери в октябре 2017 г. На примере событий клуба – и не только их – она расскажет о способах актуализации фольклора в контексте современной культуры. О том, как на практике тестировать гипотезы, как заставлять работать фольклорные механизмы, как форматы новой культуры превращать из ограничений в возможности, как подбирать материал под предполагаемую аудиторию и как выходить на нового зрителя.

Доклад: «Старое по-новому: опыт клуба СЕЛЬСОВЕТ».
Сессия генерации идей: «Актуальные формы и форматы репрезентации фольклора».


Творческие встречи на 10 Международном фестивале «Крутушка»


Евдокия Прохорова (Москва)

Мастер по костюму, дизайнер, фольклорист, художник.

В российском интернете Евдокию Прохорову называют создательницей истинно русского «бохо». Она отвечает, что просто шьёт одежду, которая ей нравится. Дочь художника и внучка художника, Евдокия училась ковроткачеству, занималась миниатюрной живописью, а шить начала относительно недавно в сугубо практических целях. Её стильные работы сразу стали узнаваемы и полюбились многим. Они внешне просты и похожи на крестьянскую одежду. Создаётся ощущение, что всё это уже где-то видели, но никто не может вспомнить, когда и где. За кажущейся простотой стоит долгое самообучение, природный вкус и огромный труд.

Однажды интернет-портал, где представлены работы Евдокии, заблокировал её аккаунт, обвинив в том, что мастер в одиночку не может выполнить такой объём работы, а значит это продукт артельного труда. Евдокия организовала видеотрансляцию, и модераторы, убедившись, что мастерица работает по двадцать часов в сутки и всё делает сама, сняли блокировку.

Почти все работы Евдокии созданы на заказ и проданы. Пожалуй, самая большая тайна её мастерства – это подбор ткани и оригинальная отделка, позволяющая сравнить получившуюся одежду с живописным полотном. Многие вдохновляются её работами, но копий, достойных оригинала, пока нет.

На фестивале в рамках творческой встречи Евдокия Прохорова представит фотопрезентацию своих работ и ответит на вопросы аудитории.


Юлия Сурба (Берлин)

Художник, дизайнер.

Юлия Сурба – самобытный и яркий художник и дизайнер работающий в направлении наиболее близком к этнофутуризму. В своем творчестве Юлия не ограничивается ретрансляцией архаичных образов одной определенной культуры, а стремится к созданию архетипичного символьного языка, вобравшего в себя особенности разных традиционных культур мира.

Слушателям предстоит увлекательное этнографическое путешествие в богатейшую и малоизвестную культуру масок о. Шри Ланка с Юлией Сурба (art-ethno.com). Подробно о масках ракша, санни, колам и рабана. Их изготовление и назначение. Мифы, шаманские ритуалы освобождения от болезней с демонстрацией иллюстративного материала (в основном авторского).

Встреча пройдет в пространстве экспозиции работ Юлии Сурба «Art on Drums», где вы сможете увидеть, как художница использует традиционную технику росписи хной на шаманских бубнах и увидеть настоящую маску Нага Ракша о. Шри Ланка.

ВЫСТАВКИ


Выставка «Ойрат Тумен»

Дорджиев Виктор Исаевич, заслуженный художник Республики Калмыкия, г. Элиста

Изделия из резной кости для обитателей степных просторов, казалось бы, вещь отнюдь не традиционная. Но скульптурки Виктора Дорджиева вырезаны в чисто калмыцкой манере – как сульптура малых форм, так и разнообразные шкатулки.

Сейчас у него «шахматный» период. Дорджиев с упоением творит мир ферзей и пешек, согласуясь с вековыми традициями любимой калмыцкой игры. В национальном варианте привычные европейскому пониманию шахматные фигуры преображаются. Вместо короля - хан - владыка, сидящий в величественной позе. Ферзь в калмыцком варианте «берсн» - военачальник в боевых доспехах. Фигура слона заменена верблюдом и называется «темян». Ладья становится телегой или подводой, которая использовалась ойратами-калмыками как основной вид транспорта. Она может быть вырезана и в виде быка - тяглового животного. Пешки - многочисленные фигуры на шахматной доске, ассоциируясь с самым массовым скотом в хозяйстве калмыков, предстают в виде овец и называются «кевюн». Единственная фигура, оставшаяся без изменения и по названию и форме - конь. По части любви к лошадям наследники кочевых кровей многим народам дадут фору.


Выставка костюмов фольклорных коллективов Республики Татарстан «Лето да Зима»

Мастерская русского традиционного костюма Центра русского фольклора, г. Казань. Методисты ЦРФ Елистратова Галина Николаевна и Ахметзянова Юлия Владимировна.

Все костюмы выполнены на основе русской традиционной одежды Казанской губернии конца XIX – начала XX вв.

На выставке представлены фольклорных коллективов Аксубаевского, Апастовского, Нижнекамского, Чистопольского районов и г. Казани.


Выставка «Art on Drums»

Юлия Сурба, г. Берлин

Юлия Сурба – самобытный и яркий художник и дизайнер работающий в направлении наиболее близком к этнофутуризму. В своем творчестве Юлия не ограничивается ретрансляцией архаичных образов одной определенной культуры, а стремится к созданию архетипичного символьного языка, вобравшего в себя особенности разных традиционных культур мира.

На фестивале «Крутушка» Юлия Сурба представит экспозицию своих работ на шаманских бубнах, выполненных в технике росписи хной. В результате многолетних исследований и экспериментов Юлия Сурба разработала авторскую технику росписи, которая, в отличие от традиционной, позволяет добиться более широкой цветовой палитры.

Юлия Сурба является членом Международной Ассоциации Художников-Пирографов (IAPA). Ее работы выставлялись в России, Франции, Германии, Испании, Италии и Америке. Некоторые ее работы находятся в музее традиционных музыкальных инструментов в Испании, основателем которого является музыкант Пако Диез, в международной онлайн-галерее художников-пирографов, а также в частных коллекциях США, Германии, Франции, России и Швейцарии.


Александр Шадрин

Александр Шадрин Провёл более 20-ти персональных выставок в Казани, Нью-Йорке, Ижевске, Москве, Перми, Тюмени, Красноярске. Участвует в республиканских, российских и международных проектах. Победитель Российских и международных конкурсов современного искусства. В 2000-2004 годах обучался в аспирантуре Академии художеств России (руководитель Якупов Х.А.). С 2003 года – член Союза художников России и Татарстана. С увлечением проводит мастер-классы для художников и любителей искусства. Александром Шадриным создано более 1500 работ, он награжден серебряной медалью Российской Академии художеств и премией им. Н.И Фешина за пластические достоинства в академическом искусстве Российской Академии художеств.
Своё направление в искусстве называет перцептуальным (образно-чувственным).

МАСТЕР-КЛАССЫ

Денис Кучеров, «Samhey», г. Санкт-Петербург.

Мастер-класс по индийской ритмической коннакол-системе.


Ведущий - настоящий волшебник ритма, музыкант – Денис Кучеров, много путешествующий по Индии и по всему миру, а также музыканты группы Samhey.
Коннакол - это прекрасная система индийского ритма, который задается без инструментов. При этом используется голос и руки, то есть не надо учиться игре на ударных инструментах для того, чтобы полностью понять простоту и глубину ритмических традиций вокализации звуков и слогов, которые не несут смысловой нагрузки. Но в результате хитросплетений отдельные слоги формируются во фразу, образуя свой собственный синтаксис. Развитие и популяризация скэта и коннакола связаны с такими именами как Элла Фитцжеральд, Сара Воган, Джон Маклафлин.
Ирина Пыжьянова, г. Пермь.

Творческая работа с голосом.


Мастер-класс основан на материале русского песенного фольклора. Он будет включать в себя физическую разминку, голосовые и дыхательные упражнения, групповые и индивидуальные задания, импровизационные упражнения, исполнительский практикум.
Настя Сарасвати, «Samheyк», г. Санкт-Петербург.

Индийская методика пения.


Индийская музыкальная система позволяет обучаться пению в любом возрасте, независимо от прошлого опыта и навыков. Любому человеку, который учится играть на любом инструменте или танцевать, полезно петь. Мягкий индийский подход даёт основы понимания индийской музыки (и не только).
В программе:
- классические индийские упражнения для укрепления слуха, голоса и интонирования;
- изучение индийской орнаментации свар (нот) и фразировки;
- пение в тале (ритме);
- импровизация в выбранном ладу.
...и все это в состоянии медитации...
Индийская музыка переворачивает наше представление о традициях в обучении пению и музыке вообще. Это углубление внутрь себя. Этим хочется заниматься всю оставшуюся жизнь.
Ведущая: Настя Сарасвати обучалась в Индии у ведущих мастеров (L.Subramaniam, L.Shankar, N.Rajam и Kala Ramnath, а также I.Ghosh, S.Akkarai и Ganesh Rajgopalam и др.), параллельно осваивая две традиции: южно-индийскую «карнатик» и северо-индийскую "хиндустани" (индийская скрипка, флейта бансури, индийский вокал).
Мастер-класс рассчитан на обширную аудиторию – от новичков до профессионалов.
Занятия пройдут в два этапа: краткая теория и много практики, рекомендации для индивидуального домашнего обучения.
С собой иметь коврики или подушки для удобного размещения.
Тазюков Ринат, Сазонова Анна, г. Москва, г. Казань.

«Варган (кубыз) для всех»
(научиться играть за 10 минут).

Извлечение первого звука. Методы и техники игры. Типы боя. Использование дыхания. Ритм.
Студия старинного и народного танца «Огни Бэлтайна», г. Чебоксары.

Мастер-класс по шотландским народным танцам.


Шотландские танцы - это яркие, позитивно заряженные танцы, несущие настроение веселого праздника. Шотландские танцы - это способ общения с единомышленниками, безграничное удовольствие от процесса, а также отличный способ поддержать физическую форму. Несомненно, шотландские танцоры самые счастливые и долго живущие люди в мире, поскольку, когда начинает играть заводная мелодия, время для них замирает…
Красивые и яркие народные танцы были частью жизни людей еще с давних времен — на праздниках и ярмарках, в обрядовых действиях и на массовых гуляниях. Славянские широкие хороводы, ирландские многолюдные веселые кейли и шотландские выдержанные хайланды, карельские заводные цепочки и финские вдумчивые танцы, бретонские танцы на выносливость отражают представления об устройстве мироздания и смысле жизни человека. В народном танце зачастую отражаются особенности быта, воинская доблесть, тема труда и, конечно, любви.
У каждого народа есть свои характерные танцевальные особенности, свой язык взгляда, жеста, поворота головы, движения и акценты. Своеобразие танца подчеркивается также и костюмом исполнителей. Но, несмотря на различия, народные танцы даже спустя много столетий, претерпев изменения и запреты, никого не оставляют равнодушными. Научившись исполнению национальных танцев, вы не только разовьете пластику, выносливость и память, но и получите большое удовольствие от задорной, веселой музыки и свободного общения.
Евгения Иванова, педагог по фольклору, г. Казань.

Традиционные праздники в семье с детьми (не в условиях образовательного учреждения, а в отдельно взятой семье с 1-2 и более детьми разного возраста).


Годовой круг традиционных праздников в семье. Мы рассмотрим, какие это могут быть праздники, что можно делать с детьми разных возрастов, разучим песенки и игры, подходящие к каждому случаю, обсудим как можно минимизировать усилия (и при этом не лишиться праздника), если в семье старший ребенок (или несколько детей) и младенец. На выходе участники получат материал для организации семейных традиционных праздников.
Мастер-класс для родителей, можно участвовать с детьми.
Фольклорный ансамбль «Не любо — не слушай», г. Казань.

Детские подвижные игры.


Играем с детками от 5-6 лет. Игр приготовлено множество!
Чиж, Лапта, 9 камней, Банки, Штандер-стоп, Классики, Резинки, Перетягивание каната, Трифон, Дударь, Месим тесто, Чижик пыжик, Ладошки, Растяпа, Воротики, Принцесса и дракон, Анюта я тута, Невод (ловим рыбу), Я веселая ткачиха, Селезень, В латочек, Полено, Капуста, Шишки-желуди-орехи.
Многие старинные игры играются долго – часами, а то и целыми днями! Порядок и продолжительность той или иной игры будет определена ведущими в зависимости от количества и возраста участников.
А ещё вы сможете попробовать себя в ходьбе на ХОДУЛЯХ (будет три пары для взрослых и детей постарше, и три пары для детей помладше - от пяти лет).
Круг Традиции «Вятка», Виктор Вятский, г. Киров.

Игра и движение в народной культуре.


Многие видели, как плавно кружат хороводы. Весело приплясывают люди в народных танцах. Но откроем секрет - все учились этому с основ! Предлагаем и вам понять себя и то, как лучше двигаться в пляске. Помогут в этом упражнения – игры.

«Народные забавы и игры»

Во все времена старшие наставляют младших, да и сейчас создано множество методик, развивающих интеллект, память, воображение ребенка, силу, выносливость человека. Свои особенности есть и в народной традиции и опыте наших предков. Мир проявляется перед человеком в многогранных образах: звуках и красках, в силах природы и ее мудрости, в труде человека и в отдыхе, в том числе в народных играх. Русская народная культура по своему богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее, а самое главное: изучение себя настоящего здесь и сейчас, своих возможностей и сил.
Интересно, что в игры в русской народной традиции – играли на равных как дети, так и взрослые.
Фольклорно-музыкальный театр «Учёный медведь», г. Москва.

Изготовление теневых кукол для теневого театра.


Мы познакомим с одной из современных техник древнего вида театрального искусства – театра теней. Каждый участник сам изготовит подвижного персонажа, а также сумеет его оживить и подвигать на теневом экране. Фигурки участники унесут домой. Все материалы предоставляются. Этот мастер-класс отлично подойдёт детям школьного возраста, а также взрослым, которым хотелось сделать домашний спектакль, но было непонятно, с какой стороны за него взяться.
Анимационная студия «Высший Пилотаж», Владимир Янушевич, Евгения Фофанова, г. Москва.

Анимационный клип.


За три года участия в фестивале у нас сложилась традиция создавать анимационный клип фестиваля «Крутушка». Этот мастер-класс будет интересен всем, кто любит мультфильмы и хочет попробовать себя в роли мультипликатора. Каждый участник мастер-класса под чутким руководством педагогов-мультипликаторов слепит этнического персонажа «Крутушки» и оживит его под камерой – создаст маленький анимационный кусочек фильма.
Занятие проводит семейная пара мультипликаторов, создавшая собственную студию для обучения анимации всех желающих. Многократные участники крупных выставок и выездных мастер-классов: «Мульти-мир 2016», «Мульт-терапия», «Яркие люди», «Большой фестиваль мультфильмов», «Творчество без границ», фестиваль национальных культур «Мир дому твоему» и др. Ученики студии – неоднократные победители и лауреаты детских анимационных фестивалей и конкурсов.

Презентация «Тайна создания мультфильмов».

Поэтапный процесс подготовки к съемкам мультипликационного фильма. Презентация с кратким описанием подготовительного процесса (пред продакшен) анимационного фильма.
Дорджиев Виктор Исаевич, заслуженный художник Республики Калмыкия, г. Элиста.

Художественная резьба по кости.


Мастер научит традиционному калмыцкому мастерству резьбы, используя заготовки из кости и показывая способы художественной обработки материала. Участнику предоставляется возможность изготовить анималистические скульптуры, колечки, брелоки.
«Кузнечная артель» (кузница «Гром», кузница «Подкова»): Горшунов Роман Евгеньевич, Князитенков Сергей Геннадьевич, г. Казань.

«Изготовление гвоздя», «Подкова», «Кочерга», «Нож засапожный».


Раскалённый докрасна металл гибок и податлив. Любой, кто верит в свои силы, сможет выковать из него форму, предложенную мастером для свободного выбора.
Инструмент и материалы предоставляются.
Традиционно на фестивале можно будет приобрести оригинальные кованые подсвечники, выковать и подписать подкову на счастье.
Косачёв Михаил Сергеевич, г. Киров.

Изготовление оловянных солдатиков и миниатюр.


Плавка олова на электроплитке, заливка в формы и дальнейшая обработка изделий.
Стефанида Прохорова, художник по стеклу, г. Москва.

Мастер-класс по технике lampwork.


Вдохновение художника – стекло эпохи античности и средневековья, венецианские бусы Нового времени, этник. Однако мастер обладает и особым авторским видением цвета, орнаментальных форм, фактур и композиции украшений, которые собирает из своих бусин.
Стекло Стефаниды Прохоровой – это не точная копия исторических артефактов, это проживание истории современным мастером с тонким художественным чутьём и вкусом.
Мастер-класс состоит из двух частей:
1. Мастер расскажет о стекле, откуда оно, какие раньше были техники, о том, как в древности выплавляли бусины в горне. Представит современные рабочие инструменты и материалы, образцы стекла. Покажет технологию работы со стеклом, как делаются разные бусины.
2. Участник мастер-класса сам попробует изготовить предмет в технике lampwork.
Корезин Евгений, г. Казань.

Художественная обработка дерева.


Резьба геометрическая, контурная, скобчатая на шкатулках и зеркалах.

Пирография.

Выжигание на детских игровых мечах, шкатулках и последующая роспись акрилом.

Изготовление браслетов из бересты в технике тиснение и оплетка.
Халикова Накия Каюмовна, г. Казань.

«Традиционные мужские головные уборы из войлока».


Валёнка, ермолка, еломок – всё это названия мужского головного убора из валяной овечьей шерсти белого, серого и коричневого цвета, который носили и весной, и летом, и осенью начиная с XV века по всей Руси. Формы такого головного убора были разнообразными, но все они напоминали усеченный конус с плоским или округлым верхом с отогнутыми или прилегающими к тулье высокими полями.
Мастер-класс по валянию – уникальная возможность смастерить, а точнее свалять, своими руками ВАЛЁНКУ. В мастер-класс входит:
- знакомство со свойствами шерсти;
- способы и виды раскладок;
- расчет лекал будущего изделия;
- расчет плотности и количества шерсти.
- способы и виды валяния;
- и многое другое, необходимое для изготовления шапки-валёнки.
И в итоге вы уйдете с мастер-класса с теоритическими и практическими знаниями по валянию, а главное с готовым головным убором.

Виктория Айбетова, г. Казань. Заслуженный Мастер республики Татарстан, победитель выставок в г. Дрезден, г. Мюнхен, г. Париж

Изготовление гончарной посуды по традициям древних булгар.

На мастер-классе создаём чашки, пиалы, горшочки.

Лепка, индивидуальное занятие - изготовление мини-скульптур.

Наиболее удачным работам гарантирован профессиональный обжиг.
«Арт Ладья» - мастерская гончарного дела. Ступнев Сергей, Коклов Денис, г. Нижний Новгород.

Мастер–класс по гончарному искусству.


Участник сделает своими руками глиняный горшочек или вазочку, изделие заберет с собой.

Лепка из глины (фигурки, панно).
Антонова Анна-Надежда Васильевна, Вятка, Москва.

«Дымковская игрушка».


Лепим из глины птичек – уточку, петушка. Готовая игрушка вручается участнику для самостоятельной сушки и обжига.
Роспись после обжига возможно будет сделать в Москве.
Наталия Куракина, с. Убеи, Дрожжановский р-н, Татарстан.

Ткачество на старинном ткацком стане.


Научим ткать элементарное сукно, салфетку из ниток и отрезков ткани. Салфетка (подставка под горячее) передается участнику мастер-класса.
Шумкова Марина, г. Киров.

Станочное бисерное ткачество.


Бисерное ткачество на станке позволяет выполнять плоское плетение, которое можно использовать для таких изделий как гердан (или гейдан), фенечек на руку, тканых поясов и других элементов костюма и аксессуаров в народном стиле.
Бисер, нитки, иголки предоставляются мастером.
Елистратова Галина Николаевна, г. Казань, Центр русского фольклора, методист.

«Лакомник».


- расчёт деталей кроя;
- раскрой изделия;
- поузловая обработка с элементами лоскутного шитья.

«Мужская рубаха».

- расчёт деталей кроя;
- раскрой изделия (в масштабе 1: 4, либо в натуральную величину);
- поузловая обработка.

«Нижегородские порты».

- расчёт деталей кроя;
- раскрой изделия (в масштабе 1:4, либо в натуральную величину);
- поузловая обработка.
Елена Бородина, Светлана Акентьева, Анастасия Загайнова, г. Йошкар-Ола.

Ручное крашение ткани в традициях мировых культур. Япония и Индия.


Shibori (шибори, Япония) и Bandhani (бандхани, Индия) - одни из самых древних традиций в искусстве ручного крашения и создания рисунка на ткани.
Многообразие техник и приёмов позволяют создавать на ткани не только простые элементы рисунка (точки, линии), но и сложные узоры и орнаменты как, например, на индийских сари, так и большие художественные сюжеты – как на японских полотнах или кимоно.
На мастер-классе вы познакомитесь с традиционными приёмами ручного крашения и создадите свой неповторимый рисунок на натуральном хлопке. Для крашения предоставляются: платок (бандана) из тонкого хлопка, или салфетка для сервировки стола.
Полученные навыки вы сможете легко применять в дальнейшем для крашения одежды и предметов быта.
Елена Загайнова, г. Йошкар-Ола.

Зачем в ХХl веке кроить по саженям или «Живая одежда».


Сажени - русская линейная мера, бытовавшая до введения метрической системы мер. Обычно использовалась в градо- и домостроении. Однако измерения саженями использовали не только в архитектуре, но и в быту.
Благодаря Анатолию Фёдоровичу Черняеву, автору книг по русской механике, древнее знание о методе кроя по древнерусским саженям не только сохранено, но и адаптировано для применения в рамках современной метрической системы измерения.
Чему научит МК:
- Знание что такое сажени (волновая природа чисел);
- В чем их польза;
- Виды саженей, и где применялись;
- Как использовать систему древнерусских саженей в рамках современной метрической системы;
- Как создать современную одежду используя систему саженей;
- Практическое применение саженей в крое одежды (на примере готового изделия).
«Лесной узор», Секерина Наталья Александровна, г. Киров.

Верховая набойка по ткани (создание авторской банданы/украшение одежды).


На МК Вы научитесь работать с набойкой - это один из древнейших способов нанесения узоров на ткань. Вам будет предоставлен доступ к коллекции штампов «Лесного узора». Также предусмотрены специальные краски для ткани, спонжи для нанесения краски, платки-основы. В результате Вы получите неповторимую авторскую бандану.
Кроме того, на фестиваль Вы можете специально привезти с собой однотонные футболки, джинсы, которые мы украсим узорами.
Шаповалова Ксения, г. Казань.

«Цианотипия - печать солнцем».


Цианотипия - старинный способ фотопечати. На подготовленную поверхность выкладывается композиция и засвечивается солнцем.
«Креативное этно-творчество», Суходольская Ирина, г. Казань.

Кожаный браслет в технике декупаж.


Основой для нанесения изображения в технике «декупаж» служат кожаные браслеты, которые заранее подготовит мастер. Участники обучаются методу нанесения и уносят с собой навыки и браслет с этническим рисунком. Краски, кожа, материалы, инструменты предоставляются мастером.

«Граттаж».

Разновидность техники гравюры в авторском исполнении. При относительной простоте техники метода процарапывания рисунка получается уникальная работа, которая никогда не повторится.
«Кожевенная мастерская» Матвеева Ю. Д., Федотов С. Ю., Рачков Д. А., Долганова Д.О., г. Казань.

Тиснение по коже.


Изготовление амулетов и именных браслетов из натуральной кожи по технологии 14 века методом холодного тиснения, с использованием натуральных красок.
«Золотая Соломка», Верещагина Елена Васильевна, с. Русское, Кировской обл.

Плетение из соломки.


1. Букетик из колосьев;
2. Очелье из соломки.

Ибрагимова Даяна, 15 л., г. Казань.

Плетение в технике «Дёрганье».


Техника «дёрганья» очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Существует множество способов изготовления «дёрганой» тесьмы, они отличаются друг от друга количеством рабочих петель и вариантами перекидывания нитей.

«Солнечный конь из ткани».




Клуб общения и развития «КлубОК». Бариева Дина, Денисова Ирина, Сафина Венера, Мухаметзянова Дина, Исхакова Гульнара Габдрашитовна, г. Казань.

1.1. Мастер-класс по мокрому валянию «Валяем валеночки» (сувенир).


Из волокон шерсти на шаблоне выкладываем форму валенок, затем валяем заготовку в горячем мыльном растворе. После этого промываем заготовку, разрезаем и сушим. Валенки готовы. Можно украсить лентами, бисером и т.п.

1.2. Валяем браслет.

Подбираем цвета шерсти и складываем в форму, из которой затем скручивается колбаска и валяется в мыльном растворе. Затем промывается водой, просушивается и разрезается поперек острым ножом. Полученные бусины надеваются на нитку, можно сделать браслет или бусы.

2.1.«Лепка из пластилина» (детский мастер-класс c 2 до 6 лет).

2.2. «Картины из пластилина».


3. «Декорирование крупами» (от 6 лет).

С применением пластилина и различных круп создаём картины, делаем вазы и мандалы.

4. «Картина из шерсти».

Раскладываем на основе волокна шерсти по слоям, при необходимости, режем, скручиваем и т.п. Закрываем стеклом, вставляем в рамку.

5. «Австралийская точечная роспись».

С помощью тонких палочек в традиционных цветах - красный, белый, черный, желтый, можно расписывать плоские и объемные предметы (камни, доски, скульптуры) экзотичными узорами.

6. «Лепка из японской полимерной глины».

Мастер научит лепить цветы, которые выглядят как живые, и декорировать ими рамку.
«АртЭко», Алтынбаева Гульшат, Улеев Александр, Шведько Ирина, Хусаинов Тагир, г. Набережные Челны.

1. Флористическое панно в рамке.


Флористическое панно в рамке – мастер-класс для взрослых и детей. Выполняется флористическая композиция из высушенного природного растительного материала. Рамка прилагается.

2. Монотипия на шкатулке.

Монотипия на шкатулке выполняется с помощью лака и фена. Шкатулка предоставляется.

3. Плетение травами на бердо.

Плетение травами на бердо – для взрослых.

4. Флористика на магните.

Флористика на магните для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Васильева Ольга, Прожилов Владимир, г. Санкт-Петербург.

Бохо-украшение для волос или серьги с перьями.


Изучение простых узлов макраме, принципы и способы интеграции фурнитуры и перьев в украшение, плетение готового изделия на выбор: украшение в волосы или длинная серьга. Все материалы и инструменты включены.
Юлия Рахманюк, г. Казань.

Изготовление мордовских серёжек, плетение браслетов с бусинами.


В изготовлении серёг используются цветные хлопковые нитки и латунная проволока. Cвязанные своими руками, яркие, красивые, необычные серьги послужат украшением и демонстрацией вашего нового мастерства.
Абсалямова Алина, Кузнецова Ольга, г. Казань.

Витражная роспись (картины, кружки, подсвечники).
Гнездилова Т.П., Музафарова В.В., г. Казань.

Лоскутное шитье. Создание современного наряда в лоскутной технике» (экспресс-метод).


Из различных лоскутов ткани профессиональные художники-дизайнеры (члены Профессионального Союза художников СНГ) Гнездилова Т. П. и Музафарова В. В. покажут как подобрать по цвету и рисунку ткань для образа и фасона изделия и изготовить современную одежду в лоскутной технике за короткий промежуток времени.
Школа рукоделия «Берегиня», Сагадеева Елена Равильевна, г.Уфа, республика Башкортостан.

Плетение ловца снов. Плетение шнуров и браслетов в различных техниках.
Сизова Тамара, Гимадеева Фарида, г. Казань.

Знакомство с техникой плетения мандалы.


Освоение старинной техники плетения сложного узора из пряжи с помощью палочек. Приглашаем взрослых и детей от 6 лет.
Вирясова Ирина, Чебоксары.

Мастер-класс по изготовлению сувенира с редкими корнями и травами.


Вырезаем из ткани квадратики, по желанию делаем вышивку, изготавливаем мешочки, вкладываем в мешочки корни и травы, закрываем. Вешаем на шею или носим при себе.
Гюнтюрк Диляра, Кухарева Вероника, Кухарев Алексей, г. Казань.

Изготовление венков на голову из цветов ручной работы «Полевые цветы» (материал фоамиран).


Создание венка из цветов фоамирана, базовые навыки изготовления цветка (одуванчик, ромашка, василёк и т.д., по желанию участников МК). Все расходные материалы будут предоставлены участникам, цветы, проволока, тейп лента, атласные ленты. Венок созданный своими руками участник забирает себе.

Кукла-мотанка «Нянюшка».

Крошечная кукла, высотой в детскую ладошку.
В прежние времена такая куколка могла подвешиваться возле кроватки ребенка. Когда малыш просыпался, мог какое-то время поиграть этой куколкой. Также эту куклу делали и подросшим деткам.
Принято считать, что в работе с такими куклами не используются колюще-режущие инструменты. Для работы мы заранее заготовим все нужные ниточки и уберем ножницы, а также оставим все плохие мысли, будем думать о лишь хорошем, представлять, сколько радости может принести куколка, сделанная своими руками.
Все расходные материалы будут предоставлены участникам , ткань, нить, ремешок. Участник забирает себе свою работу в конце занятия.
Шадчина Валерия Валерьевна, г. Казань.

Роспись хной «Мехенди».


Искусство росписи хной по телу.

МАСЛЕНИЦА с «Крутушкой» 17 февраля!

Вот и началась масленичная неделя! Чувствуете? День прибавляется, мороз не шибко студит, птицы в лесу щебечут – о весне, о солнышке, о тёплом ветерке — скоро уже оно всё. Как, давно на природе не были? Так приезжайте к нам, в масленичную субботу 17 февраля в лагерь «Байтик». Будет праздник!

В программе СЕМЕЙНОГО ПРАЗДНИКА Масленица с «Крутушкой»:

  • традиционные песни, игры, танцы, народный театр от фолькорно-этнографической студии «ДУХОВ ДЕНЬ»;
  • катание на санях, конные прогулки;
  • каток (коньки привозите с собой!);
  • подвижные игры для детей и взрослых;
  • масленичные угощения!

ВХОД СВОБОДНЫЙ для всех!

Проекты X Международного этнического фестиваля «Крутушка» реализуются с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.


Приключения Петрушки в гостях у «Крутушки»
8 февраля!

Вот уже близко... Масленица, представляете? А значит – весна, а там уж и лето, и вот она – юбилейная «Крутушка», не за горами! К чему это мы? Соскучились по вам, друзья! И приглашаем всех от мала до велика на представление театра «ПАПЬЕМАШЕННИКИ» из Санкт-Петербурга!

В гостях у фестиваля «КРУТУШКА» известный затейник-кукольник Всеволод Мизенин со спектаклем «ТруПеТру или ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПЕТРУШКИ».

Вниманию достопочтенной публики будет представлена деревянноголовая, зубодробительная, смеховызывательная, слёзовыжимательная комедия. С боями на дубинках, лекарями, ядами, красавицами, наградами. Будут кони, погони, враги в агонии. Истинный уличный стиль, длинноносый профиль, сеньор Петрушка – голова, два ушка! А также Марфа, его невеста, голова из теста, Доктор-лекарь с Каменноостровского проспекта аптекарь, господин Капрал, чтоб его чёрт побрал, и мистер Чорт собственной персоной, а также специальный гость - дон Дракон и прочие удивительные персонажи! Полезно и взрослым и детям!

8 февраля (четверг) состоится два показа: в 16.00 и 18.00 — в Доме-музее Василия Аксёнова по адресу К.Маркса 55/31.

Cтоимость до 6 февраля включительно 200 руб. (накануне и в день показа - 250 руб.). Ценник скромный, интерес огромный!

Проекты X Международного этнического фестиваля «Крутушка» реализуются с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.