Архив 2017

Подборка видео 2017 на Youtube | Фотогалерея 2017 в ВК

Музыка Театр Kино Лекции Выставки Мастер-классы

МУЗЫКА

«Bognár Szilvia és az etNoé» (Венгрия)
подробнее
«Намгар» (Бурятия)
подробнее
«Kle2Go» (г. Москва)
подробнее
«Страннiки» (г. Пенза)
подробнее
«Аргымак» (г.Уфа, Башкортостан)
подробнее
«Ансамбль СКМ (Старинной крестьянской музыки)» (г.Санкт-Петербург)
подробнее
«Торама» (г. Саранск, Мордовия)
подробнее
«Varevo» (г. Москва)
подробнее
«Sage» (г. Екатеринбург)
подробнее
«Зубцы» (г. Москва)
подробнее
«KazanHiJazzGroup» (Татарстан, Туркменистан, Турция, Азербайджан)
подробнее
«Juncti» (г. Москва)
подробнее
«Folk Fiction» (ex-«Random Reel», г. Казань)
подробнее
«Sunset Orchestra» (г. Москва)
подробнее
«Инвис», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Варклед-Бодья, Агрызский р-н, Татарстан)
подробнее
«Жингечейлэр», фольклорно-этнографический ансамбль (д. Дюсметьево, Мамадышский р-н, Татарстан)
подробнее
«Птица Жар», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Нижний Новгород)
подробнее
«Курмызак олык», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Кулегаш, Агрызский р-н, Татарстан)
подробнее
«Веретено», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Астрахань)
подробнее
Айсылу и Рамазан Асадуллины, (Балтасинский р-н, Татарстан)
подробнее
«Калинушка», фольклорно-этнографический ансамбль (гп Родники, Московская область)
подробнее
«Умарина», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Урюм, Тетюшский р-н, Татарстан)
подробнее
«Оберег», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Казань)
подробнее
«Шурoмпуч», фольклорно-этнографический ансамбль (д. Табар-Черки, Апастовский р-н, Татарстан)
подробнее
«Искорка», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Карадули, Лаишевский р-н, Татарстан)
подробнее
«Инвожо», фольклорно-этнографический ансамбль (д. Починок Сутер, Кукморский р-н, Татарстан)
подробнее
«Рябинушка», фольклорно-этнографический ансамбль (с. Черемуховая Слобода, Новошешминскийй р-н, Татарстан)
подробнее
«Красная Горка», фольклорно-этнографический ансамбль (г. Казань)
подробнее
«Пилеш», фольклорно-этнографический ансамбль (пос. Сергеевский, Аксубаевский р-н, Татарстан)
подробнее

ТЕАТР


Фольклорно-музыкальный театр «Ученый медведь», г. Москва

«Сказ о Егории Храбром».

Кукольный спектакль по мотивам русских народных духовных стихов и сказаний о Георгии Победоносце.
Егория в русских легендах почитают Пастырем диких зверей, считается, что волки и медведи послушны его воле. В народных песнях поётся, что Егорию Храброму послушны дикие волки, птицы и разные природные стихии, а также как он спас нашу (русскую) землю от нашествия огромной змеи, укротив ее свирепый нрав. Сейчас мало кто знает, какие удивительные легенды о Святом Егории бытовали в наших деревнях. Еще менее известно, как звучали эти песни.
Для взрослых и детей от 5 лет

«Пересмешанные сказки»

Цикл коротеньких и очень смешных кукольных историй по мотивам самых известных русских народных сказок. Важно отметить, этот проект еще не готов, а находится еще в процессе создания, поэтому показано будет не все, а лишь одна история.
Также автору интересно будет узнать мнение зрителя, ведь работа над проектом еще не закончена, мнение зрителя может повлиять на конечный результат.
Возраст - дети от 6 лет, школьного возраста и, конечно же, родители! Взрослым это представление будет смотреть даже еще веселее, чем детям.


Театр кукол «Жили-были», г. Казань

«Про Степана казака…»

Уникальность семейного кукольного театра Дмитрия и Диляры Губских в том, что в небольшом с виду театральном пространстве скрыты многие современные технологии: сцена оснащена профессиональным световым и звуковым оборудованием с эффектными объемными декорациями.
Большое значение создатели театра придают нравственному воспитанию детей. Фольклорные сюжеты наполнены смыслом простым для понимания детской аудиторией. Спектакль «Про Степана казака…» о вере, добре и зле…Куклы и декорации сделаны руками создателей, представление наполнено живым пением и музыкой!


Фольлорно-этнографический ансамбль «Веретено», г. Астрахань

Духовные стихи и календарные песни астраханских старообрядцев липован

Зрителей ждет рассказ о традиции исполнения духовных стихов астраханских старообрядцев липован, а так же мастер-класс «Календарные песни астраханских старообрядцев». «… Покажем фильм о старце липованине Сазоне - главном исполнителе духовных стихов, расскажем о разных ответвлениях этого жанра, и сами тоже споём, покажем как проводились в нашей местности масленичные гулянья и другие праздники».


Фольлорно-этнографический ансамбль «Птица Жар», г. Нижний Новгород

«Заугольные песни»

Это музыкально-литературный перфоманс, посвящённый жестоким романсам и балладам. В программе кроме песен прозвучат стихи современников этого жанра: Демьяна Бедного, Максима Горького, Саши Чёрного. «…Зрителям мы будем раздавать песенники со словами и нотами исполняемых песен, чтобы они могли петь вместе с нами. Этой программой мы бы хотели внести свой вклад в возрождение традиций семейного пения и семейного чтения».


Фольлорно-этнографический ансамбль «Калинушка», пос. Родники, Московская обл.

«Застолье»

Это представление, отменяющее границу между исполнителями и зрителями. Никакой сцены: все пришедшие смогут сесть с участниками ансамбля за общий большой стол, окунуться в звук традиционных протяжных песен и - постепенно - присоединиться к пению.

КИНО


Салават Юзеев, Марина Галицкая, студия «Инновация», г. Казань

«Кукморские парни». Презентация и показ фильма

«Формально – это этнографический репортаж, документация фольклорного праздника. В одном из татарских сел (в нем и больше нигде) сохранился старинный обряд. Парни призывного возраста в ночь перед Сабантуем обходят деревенские дворы, хозяева предлагают им угощение, а девушки дарят вышитые платки. В селе чуть не триста усадеб, посетить нужно каждую. Очень похоже на колядование, но смысл у этого действа другой – парни (представители определенного возрастного класса) готовятся перейти в категорию воинов (солдат) и покинуть родные места. Считается, что эта традиция берет начало в восемнадцатом столетии (с введения рекрутской повинности - не только русских крестьян).
Салават Юзеев выходит за рамки этнографического кино. Он не просто фиксирует последовательность событий – сам вживается в фольклорное действо, соучаствует в ритуале, растворяясь в стихии праздника. Парни доверяют собеседнику-наблюдателю, перед камерой - такие как есть. Не пытаются казаться значимей и солидней. Из мозаики реплик сельчан разных поколений возникает живая картина быта и бытия татарской деревни. Общее отражается в частностях, ощутимой становится ось преемственности: прошлое настоящее - будущее. (Старики рассказывают о том, что традиция не прерывалась даже в войну – варили похлебку из диких съедобных трав, мужчины среднего возраста вспоминают о собственном опыте участия в празднестве – как раз накануне Афгана)…» (Сергей Анашкин)


Иван Головнев, г. Екатеринбург

Член Союза Кинематографистов РФ, Гильдии неигрового кино и телевидения. Лауреат множества российских и международных фестивалей, директор фестиваля «ЭтноКино».

«Страна Удэхе»

Для охотников из рода Келундзига самая жизнь начинается в сентябре-октябре, когда они на забитых под завязку припасами лодках поднимаются в верховья Самарги, к зимовьям-избушкам – в свои «шалаши», где живут по три-четыре месяца, добывая пушного зверя. Так жители «страны Удэхе» существовали сто лет назад, когда здесь проходил с экспедициями Владимир Арсеньев и снимал свой этнографический фильм «Лесные люди» Александр Литвинов. Так они выживают и сейчас, окруженные сужающимся кольцом лесной промышленности. «Все удэгейцы - анимисты. Они кругом видят жизнь. А смерти нет», - так писал этнограф Владимир Арсеньев в рукописи «Страна Удэхе».


Филиал ГРДНТ «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации»

«Эстонцы. Крымская история»

Съёмки видеоматериалов о культуре и традициях эстонцев проходили 10-15 августа 2016 года в Республике Крым: Севастополе, Симферополе, Мисхоре (Кореизе), сёлах Береговое и Краснодарка.
В фильме показаны прекрасные виды этих мест, природа Крыма и достопримечательности, связанные с деятельностью именитых эстонцев, некогда проживавших на полуострове и оставивших здесь заметный культурный след.
Как сегодня, спустя полтора века, развивается традиционная культура эстонцев вдали от исторической родины, демонстрируют участники Дней эстонской культуры, ежегодно проходящих в селе Береговое Бахчисарайского района. Здесь представлены блюда народной кухни, стенды издательской продукции и стенгазет о деятельности автономии, артисты исполняют эстонские песни и танцы. В числе выступающих немало молодёжи и совсем юных артистов, составляющих уже седьмое поколение эстонцев Крыма.

«Бесермяне. Осенние проводы»

Съемки объектов этнокультурного наследия бесермян проходили в г. Ижевске, Балезинском и Юкаменском районах Удмуртии в сентябре 2016 года.
В центре внимания фильма – традиционные обряды бесермян, проводимые в осенний период, когда уже собран урожай и можно готовиться к зиме. Осень – время приёма гостей, проведения весёлых свадеб и печальных проводов в армию. Зритель узнает, какие блюда готовили к этим событиям, во что наряжались, какие песни и танцы исполняли.
Фильм посвящён не только многовековым традициям бесермян, но и тому, как в настоящее время их сохраняют учреждения культуры и общественные организации. О своей деятельности рассказывают представители Юндинского музея бесермянской культуры, Дома художественных промыслов и ремёсел Балезинского района, Центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел Юкаменского района, Пышкетского музея бесермянской культуры, Общества бесермянского народа Удмуртской Республики.


Андрей Пронькин, г. Москва

Художник-мультипликатор, руководитель театра «Учёный Медведь»

Показ этнических анимационных фильмов.

Крутушка - фестиваль этнический, поэтому и программа мультфильмов ожидается соответственная. Это будут фильмы, снятые в разное время, выполненные в разных стилях и жанрах, и объединенные общей темой этники, этнографии, народной музыки и культуры, разных мифов и сказок. Предпочтение в данной подборке будет отдано фильмам, которые широкому кругу зрителей известны довольно мало, а также фильмам, касающихся культуры северных народов.

ЛЕКЦИИ


Мадлевская Елена Львовна, г. Санкт-Петербург.

Кандидат филологических наук, научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского Этнографического Музея, хранитель мягких фондов.

«Основные комплексы традиционной одежды русских»

«Полотенце в традиционной культуре русских»

«Мужские порты в традиционной культуре русских»


Елистратова Галина Николаевна, Саитова Ксения Минировна, г. Казань.

Елистратова Галина Николаевна — методист Центра русского фольклора.
Саитова Ксения Минировна — преподаватель фольклорного отделения ДШИ им. М.А. Балакирева.

«Русский крестьянский костюм Казанского края (электронный архив Центра русского фольклора)»


Суслова Светлана Владимировна, г. Казань.

Кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

«Татарский костюм: тенденции исторической трансформации»


Гатина-Шафикова Дина Фасыховна, г. Казань.

Научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

«Костюм казанских татар. Современные тенденции в татарском костюме»


Попова Елена Васильевна, г. Ижевск.

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук (УИИЯиЛ УрО РАН).

«Удмуртский традиционный костюм в современных реалиях: аутентичность, мода и актуальное искусство»

«Традиционная игрушка в культуре народов Урало-Поволжья: экспедиционные находки»


Ягафова Екатерина Андреевна, г. Самара.

Доктор исторических наук. Заведующий кафедрой философии, истории и теории мировой культуры Самарского социально-педагогического университета.

«Современная празднично-обрядовая культура чувашей. Трансформация в условиях модернизации общества и под влиянием глобализационных процессов»


Шувалова Ирина, Зенина Варвара, г. Москва.

Ирина Шувалова, фольклорист-теоретик, менеджер этнокультурных проектов, соучредитель бренда одежды VARVARA.
Варвара Зенина, фольклорист-культуролог, исследователь русского традиционного костюма, основатель и дизайнер бренда одежды VARVARA и Ателье народной одежды (заочное участие).

«Русский стиль сегодня: кто, как и зачем шьёт русскую одежду»

«…Мы представим свой взгляд на широкое поле проявлений русского стиля и разные оттенки его понимания, сделав особый упор на типологии работы с источниками – традиционным костюмом и его элементами. И, конечно же, в рамках доклада расскажем, какой подход избран брендом VARVARA и почему».


Сингатуллина Айгуль Хурматовна, г. Казань.

Cооснователь бренда «Татарча casual», дизайнер, маркетолог.

«История и технологии создания принципиально новых модных образов на основе исконных национальных традиций с целью сохранения и популяризации этнокультурного наследия (на примере авторского бренда «Татарча casual» и мировых брендов)»

ВЫСТАВКИ


Александр Шадрин

Александр Шадрин Провёл более 20-ти персональных выставок в Казани, Нью-Йорке, Ижевске, Москве, Перми, Тюмени, Красноярске. Участвует в республиканских, российских и международных проектах. Победитель Российских и международных конкурсов современного искусства. В 2000-2004 годах обучался в аспирантуре Академии художеств России (руководитель Якупов Х.А.). С 2003 года – член Союза художников России и Татарстана. С увлечением проводит мастер-классы для художников и любителей искусства. Александром Шадриным создано более 1500 работ, он награжден серебряной медалью Российской Академии художеств и премией им. Н.И Фешина за пластические достоинства в академическом искусстве Российской Академии художеств. Своё направление в искусстве называет перцептуальным (образно-чувственным).


«Русский народный костюм Казанского края»

    На выставке будут представлены:
  • Фотоматериалы из электронного архива ЦРФ г. Казани
  • Экспедиционные фотографии этнографических комплексов фольклорного объединения «Царёв город» при МБУК «Музей истории г. Йошкар-Олы»
  • Коллекция полотенец (этнография) – из собрания ЦРФ
  • Костюмы-новоделы - коллекция ЦРФ (3 комплекса - сарафанный комплекс, мужской комплекс, парочка)
  • Коллекция народной одежды из Кощаковского сельского поселения: комплекс «парочка» из с. Гильдеево от Маркониной Марии Михайловны 1931 г.р., а также отдельные элементы костюма из школьного музея. Сформирована при участии преподавателя фольклорного отделения ДШИ им. М.А. Балакирева на базе средней школы Саитовой К.М. и преподавателя воскресной школы Свято-Троицкого храма Ивановой Е.С.


Ковёр-сказка «Волшебное кольцо», г. Йошкар-Ола

Ковёр-сказка «Волшебное кольцо» создан по мотивам одноимённого мультипликационного фильма режиссёра Леонида Носырева и народной сказки в переложении писателя-фольклориста Бориса Шергина «Ванька Добрый» из его альманаха «Архангельские новеллы».
Жил да был простой парень Ванька, богатства у него не было, зато душа была доброй и отзывчивой, за эту доброту получил Ванька не только верных друзей, а ещё и колечко волшебное, изменившее его жизнь. О приключениях Ваньки и его друзей «расскажет» сказочный ковёр, созданный в различных техниках декоративно-прикладного искусства (роспись, вышивка, лоскутное шитьё, плетение, вязание, объёмная аппликация, картонаж, и другие приёмы бутафории).
Ковер-сказка будет интересен как детям, так и взрослым.
Авторы:
Елена Бородина. Создаёт костюмы для эстрадных и спортивных выступлений, занимается традиционным японским искусством shibori ручного крашения ткани.
Елена Загайнова. Дизайнер одежды этнической и сказочной направленности, пишет сценарии к детским театрализованным постановкам и создаёт к ним костюмы, так же увлекается рисованием, картинами из шерсти, пастелью.
Светлана Акентьева. Художник по витражам, флорист, ландшафтный дизайнер, увлекается горячим батиком.


Индира Кунке: «Путешествие по легендам, мифам и уголкам мира»

Мы привыкли воспринимать окружающий нас мир шаблонно, но за привычными для нас представлениями, он намного интереснее, ярче, богаче красками, древние культуры мира глубоки и удивительны. Их очень интересно открывать для себя, изучать разные грани, находить взаимосвязи, восхищаться их мудростью и смелостью.

МАСТЕР-КЛАССЫ

Ринат Рамазанов, «Аргымак», г. Уфа.

Игра на курае (башкирский народный духовой инструмент) и горловое пение Узляу.


1. Ознакомление с инструментом.
2. Работа над извлечением звука.
3. Ознакомление с разновидностями горлового пения - «Узляу».
4. Работа над техникой «Узляу».
5. Работа над сопровождением игры на Курае грудно - горловым пением.
Варвара Котова, «VAREVO», г. Москва.

Мастер-класс по фольклорной импровизации.


Для многих слово «импровизация» тесно связанно с джазовой музыкой, и мало кто знает, что русская корневая песенная культура также строится на принципах ладовой импровизации. Народная песня - это живая, подвижная, яркая музыкальная ткань, которая меняется вместе с исполнителями.
На мастер-классе вас ждет работа со звуком, ритмические и певческие упражнения, и, наконец, работа с песенным материалом южных областей России.
Василий Иванов, aнсамбль «CKM» (Старинной крестьянской музыки), г. Санкт-Петербург.

Мастер-класс по русским народным музыкальным инструментам.
Айсылу Асадуллина, Балтасинский район РТ.

Особенности игры на кряшенских гуслях, сравнение сохранившихся на сегодняшний день техник исполнения носителей традиции игры на гуслях.
Евгений Казенков, ансамбль «Зубцы», г. Москва.

Мастер-класс по изготовлению пастушьего рожка и базовым навыкам игры.


Программа:
- историческая справка о рожке и его развитии в разных регионах страны;
- проведение инструктажа по безопасному использованию инструментов для изготовления рожка;
- изготовление рожка под контролем мастера;
- базовые приемы игры на рожке.
Таким образом, каждый участник класса уйдет со своим инструментом и с базовыми знаниями об игре на нем!
Все материалы и инструменты будут предоставлены каждому участнику.
Для участников от 16 лет.
Сима Пронькина, театр «Ученый медведь», г. Москва.

Мастер-класс по изготовлению флейты Пана.


Флейта Пана известна у многих народов и является одним из самых древних видов флейт и вообще одним из самых древних музыкальных инструментов. На юге России такие флейты называют кугиклы, у индейцев Центральной Америки-сампоньо, в Грузии - ларчеми (соинари), в Литве - скудучай, у народа коми - чипсан, даже некоторые африканские племена играют на таких флейтах. Ну а самое известное греческое название - флейта Пана.
На мастер-классе каждый участник научится изготовлять такую флейту своими руками, а также настраивать ее. Результат своего труда каждый унесет с собой. Материалы и необходимые инструменты предоставляются.
Для взрослых и детей старше 12 лет.
Мануфактура «БалалайкерЪ», г. Ульяновск.

Мастер-класс по игре на балалайке.


В рамках мастер-классы вы узнаете: как держать балалайку, как ставить руки, опробуете базовые приемы игры, простейшие аккорды и наигрыши (подгорная, барыня, завидочка).
Юрий Рубин, музыкант, композитор, путешественник, лидер группы «Альгамбра», г. Москва.

Мастер-класс по хангу.


Даже если Вы раньше не занимались музыкой, но любите ее всем сердцем и мечтаете научиться играть на каком-нибудь инструменте, эта встреча для Вас. Для того чтобы играть на ханге не обязательно иметь музыкальное образование. Ханг - инструмент для души и сердца, приходите и убедитесь в этом сами.
Созданный физиками из Швейцарии в 2001 году как инструмент для медитативных практик, ханг истремительно набирает популярность по всему миру. И не только среди музыкантов: кажется, что этот загадочный «неопознанный музыкальный объект» интересен всем.
На данный момент в мире существует несколько десятков мастерских, изготавливающих прекрасные инструменты - хэндпаны, многие из которых не уступают оригинальному.
Клементьев Алексей, г. Казань.

Мастер-класс по диджериду базового и среднего уровня.


Клементьев Алексей — участник сольного проекта «Маго» и коллектива «Трикветра». Играет на диджериду с 2012 года. Регулярно принимает участие на фестивалях в РФ.
Диджериду - один из старейших духовых инструментов в мире. Многие сравнивают живой звук диджериду с прикосновением к чуду.
Игра на Диджериду помогает развивать:
- дыхательную систему и энергетический потенциал;
- состояние медитативной погруженности;
- нестандартное музыкальное мышление, основанное на новых моделях построения музыкальной композиции и элементов ее структуры.
Программа:
- звукоизвлечение;
- артикуляция;
- вокал;
- ритм;
- циркулярное дыхание.
При отсутствии своего инструмента для занятий вы сможете выбрать тренировочный вариант из пластика, который отвечает основным задачам мастер-класса.
Ильдар Гимадиев, школа игры на варгане «Твой Космос», г. Казань.

Мастер-класс по игре на варгане для НАЧИНАЮЩИХ.


- история инструмента;
- как выбрать варган по своему;
- правильное звукоизвлечение;
- базовые техники игры;
- как импровизировать на варгане;
- как медитировать на варгане, пересечения с техниками дыхания в йоге.

Время проведения: 26 августа, 14:30.
Место: 1 корпус, 206 к.
Количество участников: от 2 до 15 человек.
Продолжительность: 1 час.
Стоимость: 350 р.

Мастер-класс по игре на варгане для ПРОДОЛЖАЮЩИХ (для тех, кто владеет начальным звукоизвлечением).

- прогрессивные техники игры;
- разбор 3 платформ звука (дыхание носом, дыхание ртом, горловой резонатор);
- упражнения для саморазвития;
- эксклюзивные техники игры Ильдара Гимадиева;
- совместная импровизация.
Ринат Тазюков, гг. Казань, Москва.

«Варган (кубыз) для всех»
(научиться играть за 10 минут).

Время проведения: 26 августа, 10:30.
Место: 1 корпус, 204 к.
Количество участников: неограниченно.
Продолжительность: 2 часа.
Стоимость: бесплатно.

«Варган не для всех» (медитация и транс).
Аха Премдас, г. Киров.

«Флейта как медитация».


Самое быстрое и простое обучение игре на бамбуковых флейтах. Интуитивный подход. Глубокое дыхание, музицирование - чистое творчество, погружение в «здесь и сейчас».
Студия старинного и народного танца «Огни Бэлтайна», г. Чебоксары.

Мастер-класс по народным танцам.


Красивые и яркие народные танцы были частью жизни людей еще с давних времен — на праздниках и ярмарках, в обрядовых действиях и на массовых гуляниях. Славянские широкие хороводы, ирландские многолюдные веселые кейли и шотландские выдержанные хайланды, карельские заводные цепочки и финские вдумчивые танцы, бретонские танцы на выносливость отражают представления об устройстве мироздания и смысле жизни человека. В народном танце зачастую отражаются особенности быта, воинская доблесть, тема труда и, конечно, любви.
У каждого народа есть свои характерные танцевальные особенности, свой язык взгляда, жеста, поворота головы, движения и акценты. Своеобразие танца подчеркивается также и костюмом исполнителей. Но, несмотря на различия, народные танцы даже спустя много столетий, претерпев изменения и запреты, никого не оставляют равнодушными. Научившись исполнению национальных танцев, вы не только разовьете пластику, выносливость и память, но и получите большое удовольствие от задорной, веселой музыки и свободного общения.
В этом году участники студии предлагают разучить вместе с ними простые танцы, доступные для всех: шотландские, ирландские, бретонские, финские.
подробнее
Школа ирландского танца «Sonas», г. Казань.

Выступление и мастер-класс по ирландским танцам.


Единственная в Казани школа ирландского танца «Sonas» является филиалом одной из сильнейших школ мира «Carey academy». В репертуар коллектива входят традиционные ирландские рилы, джиги и хорнпайпы. Некоторые из них будут исполнены, а в программе мастер-класса гостей ожидает знакомство с зажигательным танцем кейли.
подробнее
Евгения Иванова, г. Казань.

Мастер-класс для родителей с детьми от 0 до 4 лет «Прикладная традиционность в воспитании детей».


На мастер-классе рассмотрим и попробуем, где, когда и как в процессе воспитания можно передать ребенку часть корневой культуры своего народа. Ведущая – фольклорист-любитель с многолетним стажем и мама четырех детей.
Фольклорный ансамбль «Не любо — не слушай», г. Казань.
Детские подвижные игры.


Возраст 5+ (10-20 человек)

1. Ладошки
2. Коршун
3. Змея (поймай свой хвост)
4. Канат (перетягивание, скакалка)

Возраст 8+

1. Штандер-стоп; одновременно могут играть 7-10 человек
2. Чехарда; 7-10 человек
3. Растяпа; 15-25 человек
4. Полено; 8-12 человек
5. Слон; 10 человек
6. Козел; от 7 человек

Возраст 10+

1. Лапта; одновременно могут играть 10-20 человек
2. Девять камней; 8-16 человек
3. Чиж; 8-16 человек
4. Банки; 10 человек

Многие старинные играются долго – часами, а то и целыми днями! Порядок и продолжительность той или иной игры будет определена ведущими в зависимости от количества и возраста участников.
А ещё вы сможете попробовать себя в ходьбе на ХОДУЛЯХ (будет три пары для взрослых и детей постарше, и три пары для детей помладше - от пяти лет).
Круг Традиции «Вятка», Виктор Вятский, г. Киров.

«Игра и движение в народной культуре».


Многие видели, как плавно кружат хороводы. Весело приплясывают люди в народных танцах. Но откроем секрет - все учились этому с основ! Предлагаем и вам понять себя и то, как лучше двигаться в пляске. Помогут в этом упражнения – игры.

Время и место проведения: 26 августа, 12:00. М10.
Продолжительность: 2 часa.
Количество участников: от 4 до 50 человек, с 7 лет.
Вход свободный.

«Народные забавы и игры»

Во все времена старшие наставляют младших, да и сейчас создано множество методик, развивающих интеллект, память, воображение ребенка, силу, выносливость человека. Свои особенности есть и в народной традиции и опыте наших предков. Мир проявляется перед человеком в многогранных образах: звуках и красках, в силах природы и ее мудрости, в труде человека и в отдыхе, в том числе в народных играх. Русская народная культура по своему богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее, а самое главное: изучение себя настоящего здесь и сейчас, своих возможностей и сил.
Интересно, что в игры в русской народной традиции – играли на равных как дети, так и взрослые.

Время и место проведения: 27 августа, 12:00. М10.
Продолжительность: 2 часa.
Количество участников: от 4 до 50 человек, с 7 лет.
Вход свободный.

«Рюхи»

Хотите узнать, что такое командные городки?
Весело - потешно отдохнуть?
На фестивале Крутушка - покажем, расскажем и научим играть в «Рюхи». Игру интересную, ныне почти забытую, которую и путают с городками. Играя командой, научимся выбивать чужих из игрового града. Веселиться и договариваться, совместно играть и вести свою команду (партию) к победе, наслаждаясь игрой!
Не знаете правил - не беда, они просты. Понятны даже детям. Будут затруднения - подскажем. И расскажем, как добиться успеха в этой командной игре.
Диана Рэй, клуб общения и развития «КлубОК», г. Казань.

Игра в петанк.


Цель игры состоит в том, что игроки двух команд на площадке размером 15 на 4 метра по очереди бросают металлические шары, стараясь как можно ближе положить свой шар рядом с маленьким деревянным шаром — кошонетом. При этом металлический шар может задеть кошонет, или сбить шар соперника, чтобы оттолкнуть его. Главное, чтобы в конце игры один или несколько шаров команды оказались ближе к кошонету, чем шары соперника. За каждый такой шар начисляется одно очко. Игра продолжается до 13 очков (кубок мира — 15).
Играть в петанк можно на любой площадке: песчаной, грунтовой, гравийной и т. д. Размеры и вес шаров: кошонет — 30 мм, металлические — 70,5—80,0 мм, вес — 650—800 г. Состав команд: по 1 человеку (тет-а-тет), по 2 (дуплет) или по 3 человека (триплет) в каждой. Возрастных ограничений нет.
Ибрагимова Даяна, 14 лет, г. Казань.

Игры: «Закидалы», «Кольцебросы».


«Закидалы», «Кольцебросы» - и те и другие вызывают интерес не только у детей, взрослые тоже не прочь поиграть (проверено!), азарт приходит во время игры, и все обязательно хотят добиться результата: в «кольцебросах» - надеть кольцо на нос, в «закидалах» - попасть шариком во все отверстия по очереди.
Анимационная студия «Высший Пилотаж». Владимир Янушевич, Евгения Фофанова, г. Москва.

«Aнимационный клип».


Мастер-класс по созданию анимационного клипа «Крутушка-2017». Этот мастер-класс будет интересен всем, кто любит мультфильмы и хочет попробовать себя в роли мультипликатора. Возраст участников — от 5 лет.
Каждый участник мастер-класса под чутким руководством педагогов-мультипликаторов слепит этнического персонажа «Крутушки» и оживит его под камерой. Создаст маленький анимационный кусочек фильма.
Занятие проводят профессиональные мультипликаторы – семья, создавшая собственную студию для обучения анимации всех желающих. Многократные участники крупных выставок и выездных мастер-классов: «Мульти-мир 2016», «Мульт-терапия», «Яркие люди», «Большой фестиваль мультфильмов», «Творчество без границ», фестиваль национальных культур «Мир дому твоему» и др.
«Кузнечная артель» (кузница «Гром», кузница «Подкова»): Горшунов Роман Евгеньевич, Князитенков Сергей Геннадьевич, г. Казань.

«Изготовление гвоздя», «Подкова», «Кочерга», «Нож засапожный».


Раскаленный докрасна металл гибок и податлив. Любой, кто верит в свои силы, сможет выковать из него форму, предложенную мастером для свободного выбора.
Инструмент и материалы предоставляются.
Традиционно на фестивале можно будет приобрести оригинальные кованые подсвечники, и конечно, как всегда, выковать и подписать подкову на счастье.

Виктория Айбетова, г. Казань.

Изготовление гончарной посуды по традициям древних булгар
(чашки, пиалы, горшочки).

Лепка. Индивидуальное занятие - изготовление мини-скульптур.

Виктория Айбетова — заслуженный Мастер республики Татарстан, победитель выставок в гг. Дрезден, Мюнхен, Париж.
Наиболее удачным работам гарантирован профессиональный обжиг.

Творческая мастерская «Райдо», Ольга Родионова, Гульназ Афанасьева, г. Казань.

Изготовление горячей перегородчатой эмали на меди: подвес, пуговица, вставка (на выбор).


План мастер-класса: эскизирование, изготовление перегородок по эскизу из меди, подготовка медной основы под эмалирование и подготовка эмалей, наложение эмалей, обжиг в печи, последующие наложения эмалей с её обработкой, обжиги в печи, финишная обработка эмалей и обжиг, оформление готового изделия.

Родионова Ольга Михайловна, Афанасьева Гульназ Мирзазяновна — члены палаты ремёсел РТ.
Корезин Евгений, г. Казань.

Резьба по дереву в народных промыслах
(домашняя утварь, резные киоты, тябло).

Программа - стили резьбы в народных промыслах:
а) геометрическая;
б) кудринка;
в) растительный орнамент.
Мастерская «Народное ткачество», Куракина Наталия Николаевна, село Убеи Дрожжановского р-на.

Ознакомление с процессом ткачества на старинном ткацком станке.


Научим ткать элементарное сукно, салфетку из ниток и отрезков ткани. Салфетка (подставка под горячее) передается участнику мастер-класса.

Багаутдинова Дина, г. Казань.

Кружевоплетение на коклюшках.


Узнать о местных традициях кружевоплетения и попробовать себя в этом редком ремесле можно на мастер-классе «Кружевоплетение на коклюшках». Не упустите уникальную возможность познакомиться с особенностями рыбнослободского кружева!

Время проведения: 26 августа, с 11:00 до 18:00.
Место: М6.
Количество участников: 2 человека в один мастер-класс.
Продолжительность: 1 час.
Стоимость: 300 р.

Ткачество на лентоткацком станке.

Традиционные пояса, очелья, основу для тканых браслетов вы сможете начать делать сами после мастер-класса «Ткачество на лентоткацком станке». Под руководством мастера узнайте, как заправлять лентоткацкий станок и ткать на нем простые заправочные узоры!


МБУК «Киясовский дом ремёсел», Удмуртия, Киясовский район, с. Киясово, Удмуртия.

Изготовление панно традиционным узорным ткачеством.


Мастер - Иванова Елена Николаевна.

Художественная обработка войлока.

Мастер - Угланова Нина Павловна.

Изготовление закладной лоскутной подушки.

Мастер - Кибакова Людмила Анатольевна.
Елистратова Галина Николаевна, методист Центра русского фольклора, г. Казань.

Мастер-класс по русской традиционной рубахе: крой и пошив, теория и практика.


Вам предоставляется возможность изготовить рубаху детскую, взрослую, либо в масштабе 1:4 по вашим меркам, в зависимости от ваших навыков по шитью и количеством свободного времени. Весь необходимый инструмент (в т.ч. швейные машинки), ткань для пошива рубахи в масштабе 1:4 предоставляется.
Шамшадинова Анна, Шамшадинов Артур, г. Казань.

Гобеленовое ткачество. Плоское ткачество. Объемное ткачество.


История ткачества на шпалерах, знакомство со станком, основы ткачества: как ткется ткань, за счет чего получается рисунок, как завершать работу, область применения гобелена. После мастер-класса участники уносят с собой собственное натканное полотно размером примерно 7x5 см и положительные эмоции.
Ибрагимова Даяна, 14 лет, г. Казань.

Плетение поясов техникой дёрганья.


Техника «дёрганья» очень древний способ изготовления тесьмы. Ещё в период раннего средневековья славяне и финно-угры плели такие узенькие прочные тесёмки для обшивки понёв, на петли для пуговиц, на «гашники» (завязки для штанов), на «оборы». Тесёмки из толстых шерстяных нитей использовались для изготовления браслетов. Для плетения тесьмы таким способом не нужно специальное оборудование, т. к. процесс ткачества происходит на пальцах. Это самый простой и доступный способ плетения.
Шумкова Марина, г. Киров.

Бисерное ткачество на станке.


Бисерное ткачество на станке позволяет выполнять плоское плетение, которое можно использовать для таких изделий как гердан (или гейдан), фенечек на руку, тканых поясов и очелий на голову.

Верещагина Елена, «Золотая Соломка», с. Русское, Кировская обл.

Плетение из соломки. «Птица счастья».


Подвесную соломенную птицу счастья изготавливаем из двух пучков соломы. Из одного пучка выполняются голова, шея, хвост, а из второго - крылья. В готовом виде украшаем различными цветными нитками крылья и хвост.

Время проведения: 26 августа с 10:00 до 14:00.
Место: М1 (ярмарка), шатёр №5.
Количество участников: 15 человек.
Продолжительность: 45 минут.
Стоимость: 250 р.

Плетение из соломки. «Розочки».

Розы выполяются из двух соломин, закрученных друг с другом у центра цветка. Такие плоские цветы хорошо можно использовать не только для букетов, но и для заколок и ободочков для головы.
Чудова Елена Валентиновна, г. Пенза.

Народная игрушка «Танцующая коза».
Изготовление игрушки из мочала.

Куклы-игрушки традиционно делали для детских забав, такие куклы назывались «стригушки» из-за ровно подстриженного пучка соломы или мочала, из которого их связывают. У этих кукол не было лица, поэтому они считались недоступными для вселения в них темных сил, неодушевленными, соответственно, не могли нанести вред ребенку.
Кукла «Коза» была символом жизненной силы и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, его полю, чтобы лучше родился хлеб.
Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, ряжения, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза – это амулет хорошего настроения. «Коза» - всегда весела, всегда беспечна. Она помогает очень серьезным людям посмотреть на мир немного веселее, она помогает чуть отстраненнее взглянуть на свои проблемы.
Обереговая ритуальная кукла Коза добавляет своей хозяйке задора, женской привлекательности, веселости и независимости. А всем обитателям дома приносит хорошее настроение и достаток.
Традиционно Коза символизирует богатство, обильный урожай, здоровье, жизнеспособность. Она несет образ новогоднего праздника и веселья. Одевали куклу Козу в праздничные нарядные одежды и вручали ей обрядовые предметы: бубенцы, дудочки, колокольчики, деревянные бусы, серьги, подкову на счастье, в мешочках зерна злаковых, подарки, монеты.
Почему «танцующая»? В конце мк каждый поймет, что посредством небольшого волшебства наша «Козушка» сама, без батареек и всевозможных нанотехнологий , будет танцевать!!!
Попова Елена Васильевна, УИИЯЛ УРО РАН, г. Ижевск.

Мастер-класс от этнографа: «Народная кукла с традиционными элементами декорирования текстиля (крашение и набойка рисунка сезонными растениями)».


Как покрасить ткань, сделать цветной узор на платке и переднике без краски? Ландшафтный мастер-класс знакомит с народными способами декорирования тканей растениями. Такой способ был возможен только летом. Он еще долго сохранялся как детская забава и способ украшения элементов одежды кукол. Эти оригинальные технологии были записаны в экспедиции у современных бабушек, делавших такие узоры в детстве. Будем делать куклу и орнаментировать ее элементы одежды.
Гюнтюрк Диляра, Валиахметова Наиля, г. Казань.

Вязание тунисской спицей.


Обвязывание платков с помощью иглы и тонкой нити разных цветов. Научимся вязать полотно с помощью одной спицы.
Все расходные материалы будут предоставлены участникам: иглы, спица, крючок, лоскуток для обвязывания, нитки.
Участник забирает свою работу в конце занятия.
Остапова Анна, «Сокровищница Солнца», г. Казань.

Кулоны «Древо жизни» из меди.


Мастер-класс по созданию кулона в виде древа в технике wire wrap из меди, бисера и камней. Рассказ про основы работы с медью, нюансы и инструменты. Своими руками вы сделаете красивый гармоничный оберег и унесете с собой.
Суходольская Ирина, г. Казань.

Кожаный браслет в технике декупаж.


Hа заранее приготовленных кожаных браслетах участники МК обучаются методу нанесения этнического изображения в технике декупаж.

Алтынбаева Гульшат Иршатовна, Шведько Ирина Викторовна, г. Набережные Челны.

Плетение травами на бердо.
Мастер-класс для взрослых.

Флористика на магните. Мастер-класс для детей.


Гришкина Кристина Георгиевна, г. Димитровград.

Серёжки ручной сборки.


На Мк за 15 минут участник соберет сережки из готовых материалов.

Народная кукла.

Из кусочков ткани скрутим куклу.

Картина из шерсти.

За 1,5-2 часа выложим картину из шерсти размером 15х21 см, под стеклом.






Школа рукоделия «Берегиня», г. Уфа, республика Башкортостан. Сагадеева Елена, Волкова Юлия.

Индейский амулет «Ловец снов».


Ловец снов (англ. dreamcatcher) — индейский талисман, защищает спящего от злых духов. Плохие сны запутываются в паутине, а хорошие проскальзывают сквозь отверстие в середине. Вешают над изголовьем спящего. Смысл и назначение Ловца Снов у разных индейских народов различны. Так у народа лакота считают, что Ловец Снов ловит добрые мысли и сны, а пропускает все негативное. А у народа оджибве Ловец Снов «фильтрует» сны, пропуская лишь приятные и добрые. Злые и страшные сны запутываются в его паутине и с первыми лучами солнца рассыпаются.
На мастер-классе вы ближе познакомитесь с легендами различных народностей о Ловце снов, узнаете секреты изготовления и декорирования этого талисмана.

Плетёные мандалы «Ojo De Dios».

Индейские мандалы (Ojos de Dios, первоначально уичольские sikuli) – вид этнического рукоделия. Яркие круги радостных цветов завораживают взгляд, ум и повседневность отступает на дальний план, обнажая истинные намерения и вопросы. Для индейцев Уичоль мандалы – это способ проникнуть в непознанное, сокрытое. На мастер-классе вы научитесь плести декоративные мандалы. Они могут стать и оригинальным подарком, и необычным украшением, а самое главное – помогут развить в себе чувство прекрасного, дать уверенность в своих творческих силах.

«Обережные» куклы.

Изготовление таких кукол становится процессом общения женщины со своей глубинной природой, мудростью и силой. Это своего рода медитация, которая требует внутренней тишины, сосредоточенности, настроено женского начала, помогает мягко проходить этапы внутреннего становления женщины. Обучает её грамотно формулировать и ставить намерения, выстраивать пространства, настраиваться на единство с собой, со своей семьей, с жизнью и с миром.

Плетение браслетов «Кумихимо».

Кумихимо - японская традиция плетения шнуров-косичек. При переплетении ниток получаются прочные тесемки и шнурочки. Шнуры плетутся на специальных станках марудай и такадай. Кумихимо использовали самураи в декоративных и функциональных целях, чтобы завязывать свои доспехи и доспехи лошади. Также шнуры кумихимо подходят для завязывания оби (пояс кимоно). В современном мире на станке для плетения кумихимо можно создавать яркие и необычные фенечки в подарок близким людям.

Плетение браслетов «Шамбала».

Шамбала — мифическая страна в Тибете, которая упоминается в нескольких древних текстах. По легенде, после мусульманского вторжения в Среднюю Азию в IX веке, царство Шамбалы сделалось невидимым для человеческих глаз и только чистые сердцем могут найти к ней дорогу. Другая версия истории гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом, найти Шамбалу, означает достичь просветления...
Плетеные браслеты - связующее звено между мистическим центром Шамбалы и человеком, и служат не только как украшение, но и как талисман, не имеющий никакого религиозного подтекста.

«Ловец солнца».

Ловец солнца - это подвеска на окно из медной проволоки и прозрачного бисера, через которую проходят лучи солнца. Ловец солнца наполняет помещение яркими красками и поднимает настроение! Его можно повесить напротив входной двери, в коридорах и комнатах, главное, чтобы он не прилегал к стене, а пропускал сквозь себя свет. Летом его можно разместить и в саду. Считается также, что ловец солнца притягивает хорошую погоду. Солнечные лучи, проникающие сквозь него, будут переливаться и сверкать, озаряя все пространство вокруг. Вас удивит увиденное зрелище - сотни маленьких радуг в солнечную погоду будут радовать глаз.

«Ткачество на дощечках».

Ткачество на дощечках — это один из самых старых способов создания тканого полотна – поясов, лент и тесёмок. Пояс является одним из самых сокровенных видов рукоделия, творчества, украшений и оберегов.