Как никогда обширная кинопрограмма «Крутушки-2019» сформирована из лучших зарубежных и отечественных фильмов – участников Международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник» разных лет, и включает работы режиссёров из 9 стран: это Россия, Франция, Германия, Италия, Перу, Иран, Япония, Македония, Литва.

Фильмы представит программный директор фестиваля Елена Данилко – антрополог, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.


«САМОВИЛСКА ВОДА»

24 августа, суббота: 15:00-17:00, 1А к.

13 минут, Македония, 2001
Режиссер / студия: Владимир Боцев / Музей Македонии

Вода играет важную роль в культах и верованиях македонцев. Люди верят, что вода – источник жизни. Жизнь начинается и заканчивается в воде. «Самовилска Вода» – фильм о сохранившихся поверьях крестьян из деревни Зубовце (община Куманово), расположенной недалеко от источника Самовилска Вода (Волшебная вода). Источник оказывает огромное влияние на жизнь крестьян из Зубовце и из других регионов. Люди, приходящие сюда, твердо верят, что омовение водой из источника принесет им исцеление, а вредоносные чары разрушатся. Источник считается священным, и запреты, связанные с ним, строго соблюдаются. Окрестности источника и предметы, оставляемые паломниками, подчеркивают святость места.

Владимир Боцев, этнолог, хранитель в Музее Македонии. В центре его интересов обычаи, особенно карнавал и обряды с использованием масок. Принимал участие в ряде международных проектов. Автор этнографических документальных фильмов. Его работы были представлены на многих фестивалях антропологического кино в Европе. Устраивает этнографические выставки и активно публикуется.


«ТОЛЬКО НЕ ЧЕРНЫЙ»

24 августа, суббота: 15:00-17:00, 1А к.

20 минут, Литва, 2009
Режиссер: Аусра Линкевичюте

В фильме показано село, расположенное на территории национального парка Аукштайтия в Литве, где мы знакомимся с группой жизнерадостных пожилых женщин c особенным отношением к жизни и смерти. В фильме рассматривается древняя традиция готовить для себя похоронную одежду с точки зрения людей разных поколений.

Аусра Линкевичюте получила степень магистра по визуальной антропологии в Голдсмит Колледже в Лондоне. Представленный фильм является ее дипломным проектом. Планирует продолжать карьеру в сфере документального кино, работает над собственными кинопроектами, режиссирует фильмы для благотворительных и неправительственных организаций.


«ТКАНИ АЯКУЧО»

24 августа, суббота: 15:00-17:00, 1А к.

14 минут, Перу, Испания, США, 2006
Режиссер: Питер Биела

Фильм о ткани из серии «Искусства Аякучо» получил награду Американской антропологической ассоциации за лучший короткометражный фильм. Снятое в разреженном воздухе на высоте почти 5 тысяч метров в перуанском Аякучо, кино прослеживает ход текстильного производства от стрижки альпак до крашения и плетения шерсти. Фильм «Ткани» — пример прикладной визуальной антропологии. Независимо от его этнографической ценности, он был сделан в первую очередь для закупщиков-оптовиков в Европе и США, чтобы помочь народу аякучо развивать текстильную кооперацию.

Питер Биела — директор программы визуальной антропологии в Университете Сан-Франциско. Автор множества очерков по антропологии и кино, был президентом Общества визуальной антропологии, редактором «Visual Anthropology Review».
Избранная фильмография: «Это свободная школа?» (1972); «Присцилла, дочь моя» (1975); «СПИД в баррио: со мной этого не случится» (1989); «За тех, кто плывет в небеса» (1990); «Гаитянское партнерство» (1991); «Тет-а-тет» (1993); «Искусства Аякучо» (2006); «Четыре истории» (2008).


«КОЛОДЕЦ. ГОЛОСА ВОДЫ В ЭФИОПИИ»

23 августа, пятница: 14:20, 1А к.

56 минут, Италия, 2011
Режиссеры / Студия: Паоло Барбери, Рикардо Руссо / Esplorare la Metropoli

Регион Африканского Рога периодически страдает от сильнейших засух. Каждый год с наступлением засухи скотоводы боран, живущие в засушливой низине Оромиа на юге Эфиопии, проделав многодневный путь, собираются со своими стадами возле удивительных «поющих» колодцев, которыми пользуются уже сотни лет. Фильм следит за жизнью боран в течение всего засушливого сезона и рассказывает об уникальной безденежной системе распределения доступа к воде, являющейся коллективной собственностью.

Рикардо Руссо родился в 1974 г. Независимый кинорежиссер, работающий в сфере социального документального кино. Имеет PhD в области гуманитарной географии. В 2004 г. совместно с Паоло Барбери основал ассоциацию исследователей и кинематографистов «Esplorare la Metropoli». За последние годы в сотрудничестве с университетами и неправительственными оранизациями по всему миру реализовал несколько проектов, связанных с социально-экологическими темами и правами человека.
Фильмография: «Другое лицо Эголи» (2002), «Липомпонг» (2003), «Другой Лацио» (2006), «Молитва шахтера» (2007).

Паоло Барбери родился в Равенне (Италия) в 1968 г. Антрополог и кинорежиссер, он изучал основы киносъемки и монтажа в лаборатории визуальной антропологии «Diego Carpitella» Римского университета Ла Сапиенца. В сферу его научных интересов входит антропология города, визуальная и антропология медиа. В настоящее время преподает культурную антропологию в Ла Сапиенца.


«ВРЕМЯ СЕНОКОСА»

23 августа, пятница: 23:00, 1А к.

45 минут, Россия, 2016, 12+
Режиссеры: Евгений Александров, Елена Данилко

Жизнь людей в таежных предгорьях Северного Урала во многом определяет Лес. Он всегда кормил и давал кров коренному финно-угорскому населению. С конца XVII века в этих глухих таежных местах стали селиться бежавшие из центра России старообрядцы. Малозаселенность территории, гонимость одних и терпимость других помогали мирно уживаться пришлому и местному населению.

Наступил двадцатый век… В тридцатые годы сюда стали ссылать людей со всей страны для заготовки леса. Напоминанием о сети лагерей, которые Варлам Шаламов описал в романе Вишера, остался поселок Красный берег. Соседняя с ним деревня Ванькова занимает особое место в округе. Повсеместному разрушению традиционного уклада пытается противостоять сплоченная семья старообрядческих священников Кречетовых.

Евгений Александров, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Музея землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник» (2002-2017). Фильмография: «Пустыня, моя пустыня…» (1998), «Помочь Федору» (2000), «В руце лета» (2006), «Филимонтология. Памяти Леонида Филимонова» (2009), «Семиогненная стрела» (2010) и многих других.

Елена Данилко, антрополог, доктор исторических наук, работает в Институте этнологии и антропологии РАН. Исполнительный директор Московского международного фестиваля визуальной антропологии «Камера-посредник». Автор фильмов «Кумыс из башкирской лошади» (2003), «Учук» (2005), «В руце лета» (2006) и др.


«ГАУЧО: ПОКА НЕ ЗАЛЕЗЕШЬ – НЕ УПАДЕШЬ»

24 августа, суббота: 23:00, 1А к.

85 минут, Германия, 2009
Режиссер / студия: Яна Рихтер / Richter Production

Это фильм о людях, чья жизнь наполнена риском. О мужчинах, которые постоянно возвращаются в седло, зная, что их ждет еще много падений. Гаучо счастливы верхом на коне. Свобода для них – ехать, не думая о том,что они будут есть, где спать и когда вернутся назад.

Некоторые считают, что южноамериканские ковбои исчезли, что их вытеснили изгороди, конюшни и машины. Но тот, кто любит свое дело, так легко от него не откажется. Гаучо есть и в наши дни. Они при¬ способились к современному миру и могут теперь работать на бойне, в офисе или в больнице, но от этого не становятся менее «гаучо», чем были. Это страсть, которая передается от отца к сыну или дочери. Чтобы быть гаучо, нужно многому научиться, но этому не учат в школе. Здесь, в аргентинских горах, конь – главный учитель, который показывает человеку самые важные в жизни вещи. Он требует от своего всадника терпения и закалки, выносливости и упорства, смекалки и таланта импровизации, предлагая взамен верность, преданность, послушание и силу. Ездить верхом и быть хорошим наездником – значит держать свое тело в равновесии. Если тело уравновешено, то и душа находится в гармонии. Именно в этот момент возможно достичь всего, чего хочешь – для этого только нужно вскочить в седло и не бояться упасть.

Яна Рихтер родилась в 1978 г. в Магдебурге (Германия). Закончила Университет искусств в Касселе по двум специальностям: дизайну и визуальной коммуникации. Позднее училась в киноакадемии в Праге. В 2003 году на Кубе сняла свой первый документальный фильм. Работала в Нагорном Карабахе и Боливии. Избранная фильмография: «Если бы Куба не существовала, ее следовало бы выдумать» (2004), «Классики», «После похорон» (2005), «Компаньон» (2006), «Карабахская Симфония» (2007).


«ЛИК ЯАТ: СОТВОРЕНИЕ И ВОСПЕВАНИЕ»

24 августа, суббота: 15:00-17:00, 1А к.

29 минут, Япония, 2011
Режиссер: Ито Сатору

Народ тай в автономном округе Дэхун провинции Юньнань (КНР) исповедует буддизм школы Тхеравада. Чтобы улучшить свою жизнь в этом мире и в последующих воплощениях, люди совершают пышные обряды, увеличивая тем самым свою «добродетельность». Для совершения этих ритуалов они в течение многих лет копят деньги, которые затем жертвуют на буддийские статуи и строительство мостов. Самые щедрые дарители поручают специалисту написать манускрипт о своих благодеяниях для передачи потомкам. На языке тай подобные сочинения, написанные изысканным поэтическим слогом, называются «лик яат». Фильм рассказывает о Ван Сян-я – женщине, которая старается сохранить традицию «лик яат».

Ито Сатору, антрополог, этномузыколог, аспирант Университета прикладных исследований (Сокендаи) и Национального музея этнологии (Осака). «Лик яат: сотворение и воспевание» – его первый антропологический фильм.


«МОТЫЛЕК»

25 августа, воскресенье: 16:30, 1А к.

63 минуты, Иран, 2016
Режиссер: Махди Заманпур Киасари

Фильм показывает быт иранской семьи, живущей в лесу, вдали от людей, и занимающейся земледелием и разведением скота. Двадцать пять лет назад в результате несчастного случая глава семьи получил травму позвоночника и теперь полностью зависит от жены и дочери. К Зайнаб сватаются многие, но родители не могут представить свою дальнейшую жизнь без нее.

Махди Заманпур Киасари родился в 1975 г. Получил магистерскую степень в области кинопроизводства в Университете радио и телевидения Ирана (кинорежиссура). Начал свою карьеру как режиссер, сценарист и продюсер в 2004 г. и создал более 65 документальных фильмов и телевизионных программ. Некоторые его работы: «В ожидании Вас» (2006), «Топая к небесам» (2007), «Шажки по пути Аллаха» (2008), «Зеленые Тени I» (2009), «Святой Нагиб Алави» (2011), «Зеленые Тени II» (2011), «Нравственный интервал» (2011), «30 лет жизни с сотней стихов» (2014), «С днем рождения» (2013), «Машти Исмаил» (2014).


Филиал ГРДНТ им. В.Д. Поленова «Финно-угорский культурный центр Российской Федерации» в рамках кинопрограммы представит новый фильм

25 августа, воскресенье: 13:00, 1А к.

«ВЕПСЫ. В СОЗВУЧИИ С ПРИРОДОЙ»

Фильм посвящён Международному году языков коренных народов.

Съёмки проходили в августе 2018 года в Вологодской и Ленинградской областях. В фильм вошли фрагменты видеоэкскурсий по Музею вепсской культуры д. Пондолы и этнографическому «Вепсская горница» д. Григорьевская Бабаевского района Вологодской области, Шугозерскому досуговому центру Тихвинского района Ленинградской области, музею Тервеничского дома культуры Лодейнопольского района Ленинградской области и другим учреждениям культуры.

Творческая группа отсняла мастер-классы изготовления оятской керамики, приготовления традиционной выпечки, ткачество и плетение поясов. В фильм вошли кадры областного вепсского праздника «Древо жизни – 2018» в селе Винницы Подпорожского района Ленинградской области, бесед со старожилами, участия в традиционной рыбалке, виды достопримечательностей Вепсовской возвышенности, в числе которых многочисленные озёра, часовни, священные места и просторы природного парка «Вепсский лес».

Большое внимание в фильме уделяется теме природы, взаимоотношения человека с ней. Прийти в лес, взять для себя самое необходимое, не нанося урон природе, и поблагодарить её за дары – этому правилу испокон веков следовали вепсы. Только в созвучии, в гармонии с природой человек понимает, где его корни и куда он идёт.

Консультантами-экспертами фильма выступили Нина Зайцева, лингвист, доктор филологических наук, и Ольга Смирнова, член Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Съёмки состоялись при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества им. В.Д. Поленова. Содействие в организации видеосъёмок оказали Департамент культуры и туризма Вологодской области, Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, Центр народной культуры Вологодской области.


Максим Должанский (г. Москва)

Показ анимационных программ

23 августа, пятница: 14:00, 7 к. (3 этаж); 00:00, 1A к.
24 августа, суббота: 14:00, 7 к. (3 этаж); 00:30, 1A к.
25 августа, воскресенье: 14:00, 7 к. (3 этаж); 22:30, 1A к.

Ставшая традиционной часть нашего фестиваля - мультфильмы.
Максим Должанский – аниматор множества знаковых российских анимационных проектов – представит на «Крутушке» несколько авторских подборок мультфильмов.
Вас ждёт Большая Подборка анимации для детей любого возраста как классической, так и самой свежей современной отечественной и зарубежной анимации, участников и победителей идущих фестивалей.