Лекции на 11 Международном фестивале «Крутушка»

Круглый стол «Практическое применение традиционных знаний в современном мире»

23 августа, пятница: 11:00-13:00, 1А к.

Модератор: Руслан Аликулов.

Эксперты: Дмитрий Баранов (г. Санкт-Петербург), Максим Сырников (г. Осташков), Андрей Санников (г. Москва), Никита Петров (г. Москва), Татьяна Валькова (г. Москва), Ольга Климова (г. Москва), Катерина Кондратьева (г. Санкт-Петербург), Марина Крысова (г. Пермь).


Дмитрий Баранов (г. Санкт-Петербург)

Антрополог, заведующий отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея, кандидат исторических наук.

Человек есть то, что он ест? – об антропологии пищи.

23 августа, пятница: 15:30, 1А к.

Лекция предлагает слушателям несколько неожиданный взгляд на этнографию еды, помещающий ее в «пищецентричную» перспективу. При таком подходе получается, что уже не человек добывает и потребляет пищу, а пища, проходя ряд преобразований и попадая внутрь человека, в конечном итоге становится телом человека, отвечая формуле «человек есть то, что он ест». И человеком управляют собственно потребности тела. Все эти трансформации еды на пути ко рту человека и далее могут быть описаны как испытания и страдания ради достижения заветной цели — человеческого тела. Об этом свидетельствует распространенный фольклорный мотив «жития растений», в частности, пшеницы, проса, винограда и т. д., представленный в песнях, обрядах, играх, хороводах, быличках, загадках. В них последовательно перечисляются все болезненные и мучительные этапы «жизненного пути» растений: от момента сева до получения конечного продукта — хлеба, вина и т. д. Проходя эти своего рода «инициации», пища продолжает свой путь, но уже в «составе» человека.

Опасные» вещи: о некоторых символических функциях крестьянской утвари.

24 августа, суббота: 11:00-12:30, 5 к. (3 этаж)

В лекции речь пойдет о символическом языке вещей и их мифологии в русской культуре. Особое внимание будет уделено следующим вопросам: Почему и о чем вещи говорят? Как расшифровать язык вещей? Как материальность вещи связана с ее ролью в социальных отношениях? Насколько физические свойства вещи определяют взаимоотношения между ней и человеком и в целом, поведение людей? Почему некоторые вещи начинают представлять опасность для их владельца?

Концепт знания в русской народной культуре.

24 августа, суббота: 16:00-17:30, 5 к. (3 этаж)

Лекция посвящена представлениям русских крестьян о происхождении знания и его природе. Почему, согласно мифологическим представлениям, знание "проглатывается", как знание связано с зачатием и рождением ребенка, чем "детское" знание отличается от "культурного", как "развязать ум", какими способами в традиционной культуре предавалось знание? Эти и другие вопросы предлагается обсудить на лекции.

«Без лица в личине» или как разгадывать русские загадки.

25 августа, воскресенье: 11:00-12:30, 5 к. (3 этаж)

Речь будет вестись о загадочной природе русской загадки, ее происхождении и функциях. Будет показано, как загадка классифицирует мир. Какие бывают загадки, когда их загадывают, как отгадка шифруется в загадке, что такое анаграмма, каким образом загадка обнаруживает связь между различными элементами мироздания? – эти и другие вопросы предлагается обсудить на лекции.

Концепт движения в русской народной культуре.

25 августа, воскресенье: 16:00-17:30, 5 к. (3 этаж)

Лекция будет посвящена образу движения/пути в крестьянской культуре русского народа, понимаемому в самых разных смыслах: в буквальном – как пространственное перемещение и его мифологическая интерпретация; в метафорическом – как движение во времени, в частности, по жизненному пути человека; и в инструментальном – движение как способ преображения, получения нового знания, изменения своего статуса.
Почему образ дороги в русской культуре был антитезой дома и одновременно метафорой смерти и что символизируют препятствия на пути? Какой дорогой приходят в этот мир дети и зачем жених с невестой на свадьбе уезжают в «дикое поле»? Почему перекресток дорог описывается как граница миров и почему именно здесь решается судьба человека? Чем стояние отличается от движения в мифологической картине мира? Эти и другие вопросы, касающиеся образа дороги в русской культуре, предполагается раскрыть на лекции.


Максим Сырников (г. Осташков, Тверская область)

Исследователь, знаток и популяризатор русской традиционной кухни, кулинар, ведущий телепрограмм «Монастырская кухня» и «Русский обед», бренд-шеф проекта «Добрянка».

Самый известный современный историк и практик традиционной русской кухни, автор книг «Настоящая русская еда» и «Настоящие русские праздники», создатель кулинарного сайта, блогер, автор и ведущий мастер-классов, посвященных приготовлению истинно русских блюд. В рамках конференции Максим Сырников выступит с лекцией на тему «Что есть что в русской кухне». А также проведет открытые мастер-классы по приготовлению кулебяки, овсяного киселя и различных каш.

Что есть что в русской кухне

24 августа, суббота: 12:30-13:00, 5 к. (3 этаж)


Никита Петров (г. Москва)

Фольклорист, антрополог, кандидат филологических наук, заведующий Лабораторией теоретической фольклористики Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета.

Современная культура в мемах и анекдотах.

23 августа, пятница: 17:15, 1А к.

Что общего между былиной, сказкой и современными интернет-мемами, традиционным свадебным ритуалом, анекдотами советского времени и современным сетевым юмором? В лекции пойдет речь о развитии фольклора в условиях современной массовой культуры.

Деревенский vs городской фольклор: зачем мы рассказываем фольклорные истории?

24 августа, суббота: 14:30-16:00, 5 к. (3 этаж)

На лекции автор расскажет про современные фольклорные и антропологические экспедиции, веру в сглаз и порчу, современные легенды и предания, про то, как частушки и городские легенды во многом определяют поведение людей в деревне и в городе.

Логика сновидений: толкование снов в народной культуре.

25 августа, воскресенье: 14:30-16:00, 5 к. (3 этаж)

Почему лошадь снится ко лжи, а видеть во сне покойника – хорошо? Лектор расскажет, как объясняют те или иные образы сновидений в народной культуре и почему рассказы о снах интересны фольклористам.


Татьяна Валькова (г. Москва)

Руководитель студии традиционного костюма «Русские начала», исследователь и мастер народного костюма.

Детский традиционный костюм XIX – начала ХХ вв.

24 августа, суббота: 14:00-15:00, 1A к.

На протяжении 10 лет преподаватели и мастера студии «Русские начала» собирают информацию о традиционном детском текстиле. Какие предметы окружали младенца, как были одеты крестьянские дети XIX – начала ХХ вв., вы узнаете, послушав лекцию Татьяны Вальковой, автора многих публикаций, посвященных русской традиции, редактора и автора популярных в нашей стране выпусков серии «Традиционный костюм» журнала «Чудесные мгновения» (2002 – 2008гг).

Традиционный костюм Нижегородской губернии XIX – начала ХХ вв.

25 августа, воскресенье: 14:00-15:00, 1А к.

Народные костюмы обширной Нижегородской земли были очень разнообразны. На севере губернии одежда была строга и скромна, в центральных уездах – костюм был богат шелками и золотным шитьем, наряды юга губернии отличалась необычным колоритом и разнообразием. Об особенностях нижегородских текстильных традиций вам расскажет Татьяна Валькова.


Катерина Кондратьева (г. Санкт-Петербург)

Реставратор, мастер по художественному оформлению текстиля на основе старинных утерянных технологий и руководитель набоечной мастерской.

Ручная набойка.

23 августа, пятница: 16:45, 1А к.

История декорирования ткани от древних времен до наших дней. Возрождение старинной печати на полотне и применение ее в современном дизайне.

«Синий в кубе» - интерактивная лекция по кубовой набойке.

В рамках демонстрационного мастер-класса гости фестиваля познакомятся с искусством старинного способа крашения ткани индиго. Примут участие в нанесении узора на полотно специальным резервом - вапой. После чего погрузятся в алхимическое действо по окраске полотна в синий цвет и проявке напечатанного рисунка. Катерина познакомит участников с историей техники, теоретической стороной химических процессов крашения. А на практической части каждый получит по лоскуту от напечатанного и окрашенного общего полотна.


Марина Крысова (г. Пермь)

Исследователь и коллекционер народного костюма, народный мастер Пермского края. Владеет такими ремеслами как ткачество, вышивка в различных техниках, набойка по ткани.

Традиционное ткачество народов Пермской губернии.

25 августа, воскресенье: 12:30-13:00, 5 к. (3 этаж)

Рассмотрим технологические и художественные приемы ручного ткачества русского, финно-угорского и тюркского населения Прикамья. Веками сосуществуя бок о бок, оказывая взаимное влияние друг на друга, тем не менее, они сохранили ярко выраженную национальную окраску своих изделий. Будут показаны образцы ручного ткачества разных народов Пермского края.

Артельные куклы первых десятилетий ХХ века.

24 августа, суббота: 13:00-13:30, 1A к.

Каждый сможет узнать секреты советской кустарной куклы, познакомиться с подлинными работами московских артелей игрушки, почти не оставшимися в России, т. к. большая часть их создавалась как сувенир и осела в коллекциях жителей Европы и США. A затем поучаствовать в мастер-классе «Советская кустарная кукла 20-30-х годов» и сделать себе куклу в русском или татарском костюме.


Лилия Стрельникова (г. Казань)

Лилия Стрельникова - директор РМОО РТ японский культурный центра «Хато Казан» преподаватель японского языка, международный мастер по икэбана, мастер по оригами.

Традиции и современность: Япония.

25 августа, воскресенье: 15:30-16:30, 1А к.

1. Совмещение европейской и традиционной одежды в повседневной жизни в Японии.

2. Рассказ о традиционной японской одежде (и обуви): кимоно и юката (гета, дзори) с демонстрацией различных комплектов.

3. Особенности надевания - наглядно на ком-то из числа слушателей.


Ансамбль «Кудёсы» (с. Красный Чикой, Забайкальский край)

Традиционный костюм старообрядцев Забайкалья.

25 августа, воскресенье: 15:00-15:30, 1А к.


В ПРОГРАММЕ ВОЗМОЖНЫ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ